дети катастрофы                                                 Терпение, последовательность и настойчивость –

вот три основных принципа, постоянно придерживаться которых

следует родителям, воспитывающим детей

с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

Многие родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными», “без тормозов»?

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ характеризуется:

  • расстройствами внимания,
  • двигательной расторможенностью (гиперактивностью)
  • импульсивностью поведения.

Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.

Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими,  усиливаются нарушения поведения.

Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.

 

Причины возникновения СДВГ у детей

  • Токсикоз во время беременности;
  • Патология родов;
  • Инфекции и интоксикация 1-х лет жизни;
  • Генетические факторы;
  • Хронический алкоголизм родителей.

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

— не слушает то, что ему говорят;

— не в состоянии следовать инструкциям;

— не может организовать игру или деятельность;

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

— часто теряет вещи;

— часто и легко отвлекается;

— бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

— совершает суетливые движения руками и ногами;

— часто вскакивает со своего места;

— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

— не может играть в «тихие» игры;

— всегда находится в движении;

— очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

— отвечает на вопрос, не выслушав его;

— не может дождаться своей очереди;

— вмешивается в разговоры и игры других.

ПРОГНОЗ:

  • 25-50% — без последствий в нервно-спихической сфере.
  • более 50% — вырастают с различными проблемами в поведении
  • у ряда детей с СДВГ впоследствии развиваются тяжелые личностные изменения (психопатизация, алкоголизация, употребление наркотиков).

 

Методы коррекции СДВГ у детей

 

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями — с другой.

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, психологом и, в будущем, со школьными педагогами, методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы), психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том, что применение современных методов помогает детям с гиперактивностью и дефицитом внимания достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное заключается в том, что самим взрослым никогда не следует терять надежду на успехи ребенка.

ПОДТВЕРЖДЕНО!

Использование в пищевой промышленности добавок и консервантов  приводят к росту числа детей с СДВГ.  Среди факторов формирования СДВГ исследователи рассматривают также употребление салицилатов (аспирин) и рафинированный сахар.

 

Рекомендации

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

13. Медикаментозная терапия, массаж, Аромотерапия.

 

 

 

Составитель:

методист Отдела ранней помощи

Комарчева Т.Е.