для статьи аддиктивное поведениеДвадцатый век поставил нас перед сложной проблемой – СПИД.  Начавшись  в  1981  году с нескольких случаев, уже через год болезнь была зарегистрирована в 16 странах мира у 711 человек. Ровно через 5 лет в 113 странах выявлено 72,5 тысячи ВИЧ-инфицированных. В настоящее время  количество людей, живущих с ВИЧ, составляет 39,5 миллиона.

Ежедневно вирусом иммунодефицита человека заражается около 16 тысяч человек. В России общее число ВИЧ-инфицированных, документально зарегистрированных с начала эпидемии, составляет почти 350000. Однако официальные данные учитывают только людей, имеющих непосредственный контакт с российской системой регистрации ВИЧ. Действительное число людей оценивается от 560 тыс. до 1,6 млн. По оценкам ООН, в России в настоящее время, от СПИДа ежегодно погибают 75 000 человек (это означает более 200 каждый день или более восьми человек каждый час).

Таким образом, в стране  наблюдается ухудшение эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции. Сохраняется высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией и не снижаются темпы прироста новых случаев заражения, увеличивается общее число и число смертей ВИЧ-инфицированных, активизировался выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию.

К сожалению, не явилась исключением и Самарская область. В силу не ясных факторов наша область значительно обогнала другие регионы России по количеству инфицированных. На 1 октября 2013 г. среди жителей Самарской области зарегистрировано за все время наблюдения больных ВИЧ-инфекцией — 52 774 человек, из них (цифра в скобках — прибавка за последний месяц): г. Самара — 19 469 (+79), г. Тольятти — 18 866 (+28). Это третья часть от числа всех пациентов с ВИЧ в ПФО и второе место в целом по России. Показатели региона в три раза превышают среднероссийские. Ежегодно в Самарской области выявляют более 5 тыс. вновь инфицированных. ВИЧ обнаружен у 1,5% населения области. Мы приближаемся к опасной черте 2%, после чего остановить распространение инфекции будет крайне сложно. 75% ВИЧ — инфицированных Самарской области проживают в региональной столице и Тольятти.

Организация противодействия развивающейся глобальной эпидемии и борьба с ее разрушительными последствиями являются в настоящее время наиболее важной задачей международной и национальной политики. 28 июня 2013 г. губернатор Николай Меркушкин провел очередное заседание антинаркотической комиссии Самарской области. Глава региона  отметил крайне низкий уровень информирования населения об опасности ВИЧ: «Это — проблема, в первую очередь, социальная. Для России она была особенно актуальна в 1990-е годы, но скоро будет 10 лет, как по стране кривая заболеваемости пошла на снижение. А в Самарской области она до сих пор растет. Так что одна из причин — и в том, как мы работаем с людьми, как оказываем им социальную помощь. А если мы вместо этого будем продолжать тратить время на политику, то общество так и не будет оздаравливаться» — утверждает Николай Меркушкин.

Позиция губернатора по вопросу качества проводимой работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции и лечения больных СПИДом еще более жесткая: «Ни для кого не секрет, что Самарская область по этим показателям занимает худшие места в стране. Нужно выстроить работу так, чтобы шаг за шагом от этого уходить».

Первоочередной задачей противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции является  обеспечение эффективной работы в области профилактика ВИЧ-инфекции. Неблагополучная ситуация по ВИЧ – инфекции имеет необратимые последствия для подрастающего поколения. Поэтому информирование по проблеме ВИЧ/ СПИД должно быть  направлено в первую очередь на молодежь, так как молодые люди  являются наиболее уязвимой группой в силу своих возрастных и поведенческих особенностей.

В целях укрепления адаптационных ресурсов детей среднего и старшего возраста специалисты  научно-производственной фирмы «Амалтея»  (г. Санкт — Петербург) предложили проект, позволяющий решить актуальные вопросы здоровьесбережения, направленные на:

-формирование навыков  саморегуляции функциональных и эмоциональных состояний, необходимых для поддержания хорошего физического, психического и социального здоровья;

-формирование ответственности, ценностного отношения к своему здоровью, конструктивные поведенческие стратегии.

Проект включает в себя несколько психопрофилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование здорового образа жизни. При этом программы являются логически завершенными продуктами и могут использоваться самостоятельно для решения конкретных задач.

Педагоги – психологи  ГБОУ «ППЦ» реализовывают на практике психопрофилактические программы проекта с 2006 года. Одна из самых востребованных среди образовательных учреждений города программа первичной профилактики наркозависимости «Сталкер». Начиная с 2006 года курс по данной программе посетили более 2000 подростков.  Треть подростков  — учащиеся «группы риска», требующие особого педагогического внимания. Реализация программы позволяет:

  • сформировать навыки уверенного поведения в сложных ситуациях;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • сформировать эмоциональные, когнитивные и поведенческие установки на неприятие употребления психоактивных веществ;
  • развивать систему мировоззрения, обеспечивающую личностный рост.

«Сталкер» предназначен для работы  с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Полный курс для программы состоит из 9-ти комплексных  занятий, объединенных одной из тем. Вначале занятий проводится психологическое тестирование. Целью, которого является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, выявление предпочитаемых стратегий поведения.

Проблема недостаточной информированности подростков по вопросам ПАВ значительна и актуальна, так как первые пробы ПАВ часто связаны с желанием узнать об их действии и отсутствии представлений о том, каким неблагоприятным воздействиям на организм это может привести. Недостаточная информированность порождает в подростковой среде массу мифов, старательно поддерживаемых потребителями и распространителями ПАВ, о возможной безвредности или даже полезности наркотиков, их распространения в обществе. На представления подростков влияет и реклама, пропагандирующая употребление алкоголя и табачных изделий, связывающая их с личностной и карьерной успешностью.

Учитывая недостаточное внимание, уделяемое образовательными программами этим вопросам, можно сказать, что подростки зачастую оказываются в ситуации информационного дефицита о проблемах, связанных с потреблением ПАВ, или в условиях искаженной информированности и неопределенного социального отношения к потреблению наркотиков. Таким образом, вся работа направлена на создание адекватного информационного поля, формирующую установку на неприятие употребления ПАВ.

Теоретические занятия предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействия на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций, также решают такой важный вопрос, как исправление ложных представлений о распространении ВИЧ – инфекции, которые по тем или иным причинам могут возникнуть у детей и подростков.

Занятия построены  в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения  подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации. Эти занятия включены в психологический тренинг как информационные блоки.

Основной целью психологического тренинга является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков. В ходе психологического тренинга подростки обучаются активному поведению в ситуациях вовлечения в потребление наркотиков, определяют свое отношение к наркотикам, обучаются эффективным поведенческим стратегиям. Работа ведется с использованием разных методов. Наиболее действенными являются  ролевые игры,  разъяснение, дискуссии, мини-лекции,  обсуждение, практические действия, выступление в роли обучающего, использование элементов психодрамы.  Практика показала, что подростки усваивают информацию быстрее, когда обучение проходит интерактивно. Учащиеся имеют возможность одновременно с получением информации принимать участие в обсуждении неясных моментов, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки  безопасного и ответственного поведения, что позволяет вовлечь участников в процесс обучения, сделать его доступнее легче и интереснее. Поэтому мы  сразу же отошли от традиционного лекторского стиля. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Во время участия в тренинге по программе «Сталкер» подростки проявляют высокий уровень активности и заинтересованности. Программа хорошо построена, в ней много различных психологических игр и упражнений. В игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/ СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются «ситуации выбора». Игра формирует уверенность в своих действиях и поступках. Мы заметили, что даже самые закрытые постепенно начинают «раскрываться» и высказывать свое мнение.  Игровые ситуации помогают подросткам  лучше понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит,  и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ – инфицированным.

Опыт показал, что  существует положительная динамика реализации программы «Сталкер». У подростков повышается уровень компетентности, они приобретают знания о СПИДе не только как о болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами, вырабатываются навыки уверенного поведения в проблемных ситуациях, ребята,  становятся более ответственными, уверенными в своих силах и возможностях.

Составители: педагог-психолог Путилова И.В., методист Михайленко Т.А. отдела «Психологической коррекции дезадаптивных состояний»