Городской семинар-практикум «Семья – основа воспитания и развития ребёнка» 11.10.2023г.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

  1. Мастер-класс «Методика освоения навыков», педагог-психолог ГБУ «ППЦ» В.В. Кретова
  2. «Применение методики освоения навыков в работе с родителями» (открытое занятие) педагог-психолог ГБУ «ППЦ» О. Г. Шмидт.
  3. «Я у мамы вместо мамы», педагог-психолог ГБУ «ППЦ» О. В. Ерёмина
  4. «Искусство жить с родителями» (открытое занятие) педагог-психолог ГБУ «ППЦ» Е. А. Лисицына.
  5. «Традиции моей семьи» (открытое занятие) педагог-психолог ГБУ «ППЦ» С. А. Семёнова.
  6. Итоги семинара.

11.10.2023 г. специалисты отдела психолого-педагогической помощи ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти провели городской семинар-практикум «Семья – основа воспитания и развития ребёнка».

В работе семинара приняли участие 25 педагогов-психологов образовательных организаций города, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа семинара включала в себя теоретические и практические вопросы, демонстрацию открытых занятий.

Семинар открыла педагог-психолог  отдела психолого-педагогической помощи Кретова В.В.

Страхи, нарушения сна, поведенческие отклонения — все дети проходят через это по мере роста и развития. Обычно такие проблемы проходят сами по себе, но иногда могут затягиваться на месяцы и даже годы. И в таких случаях детям нужна помощь. Справиться с подобными трудностями помогает набирающая всемирную популярность игровая методика, разработанная финским психиатром Фурманом и его коллегами. Метод основан на том, то детские проблемы проще разрешить, обучив ребенка определенному навыку, который необходим ему для того, чтобы справиться с проблемой.

Педагог-психолог подробно рассказала о методике освоения навыка, которая  включает в себя 15 ступеней. Можно воспринимать их как последовательную программу действий, которую нужно проводить в жизнь пошагово от начала до конца, но можно пользоваться ею и как коллекцией идей.

Далее О. Г. Шмидт продемонстрировала открытое занятие, где пошагово показала, как применять эту методику в психологическом консультировании. На занятии педагоги в роли родителей учились воспринимать плохое поведение ребенка не как проблему, а как возможность научить его чему-то новому и полезному, раскрывая при этом способности и возможности ребенка.

Основные преимущества, которые дает метод освоения навыка:

— Применяя освоение навыков, мы вовлекаем в процесс воспитания и родителей, и воспитателей, и самого ребенка.

— Ребенку самому приятнее заниматься развитием какого-то нового навыка, а не отучением от нежелательного поведения.

— Методика понятна, проста и конкретна, что немаловажно при работе с родителями.

Продолжили семинар педагог-психолог О.В. Еремина. Она осветила такое понятие как «парентификация». Парентификация— это явление, когда ребенок вынужден взять на себя ответственность за родителя, войти в роль доминирующего взрослого. На плечи такого ребенка ложится забота о моральном, бытовом и физическом благополучии родителя.

Парентификация возникает тогда, когда ребенок становится ответственным за счастье родителя, а не за практическую помощь. При этом родитель добровольно сам превращается в опекаемого. И это не включенность ребенка в семейные дела — помощь по хозяйству и желание отвечать за свой круг обязанностей, а полное принятие на себя ответственности за свою жизнь и жизнь взрослого.

Так же воспитать парентефицированного ребенка рискуют в семьях, где бабушки нивелируют образы родителей, и берут на себя роль главы семьи.

Когда в семье конфликт между родителями, и они принижают значимость друг друга в глазах детей, так же есть риск раннего взросления ребенка.

Если родитель тяжело болен или находится в депрессии, ребенок уже в пять лет и суп сварить сможет, и в магазин сходит, и квартиру приберет, да еще и всякие ножи-веревки-таблетки от родителя спрячет.

И в заключении, педагог-психолог обратила внимание слушателей на поведение педагогов в отношении таких «удобных» детей.

Не смотря, на то, что ученик ответственный и всегда готов помогать взрослым, не нужно нагружать такого ребенка «взрослыми» функциями (передай родителям, что у тебя долг по питанию и т.п.), не возвеличивать над другими (присмотри за классом, пока меня нет; проверь, Маша правильно выполняет задание и т.п.). А все взаимодействие с родителями лучше осуществлять без присутствия ребенка.

Е.А.Лисицына продемонстрировала открытое занятие, в ходе которого участники осознали ролевые функции членов семьи и мотивировались на социально-значимые семейные ценности. Участники обсудили и сформулировали  роль мамы, папы,  дедушки, бабушки и ребенка и определили семейные ценности и особенности коммуникаций внутри своей семьи.

Далее педагог-психолог С.А.Семенова показала открытое занятие «Традиции моей семьи».

Занятие направлено на привлечение внимания родителей к имеющимся в их семье традициям и ценностям, на   расширение представлений  о понятиях «семейные ценности», «семейные  традиции», на  стимулирование  появления  новых традиций способствующих сплочению семьи, на  побуждение  родителей к возрождению семейных традиций и использование  их как средство воспитания и развития детей в условиях современности

Семейные ценности:

Это – обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой.

Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Семейные ценности это как правило общие интересы всех членов семьи:

любовь, уважение, доброта, верность, забота, согласие, понимание, взаимовыручка, родительство, связь с предками, дом. Сплочению и укреплению семьи способствуют  традиции.

Во время занятия после упражнения «Древо традиций» участники обсудили, какие традиции из родительской семьи перешли в их семью. Какие традиции наиболее ценны для сплочения семьи и воспитания детей, как они помогают в работе и в укреплении психологического здоровья.

На протяжении всего семинара отмечался высокий уровень заинтересованности аудитории.  Педагоги-психологи ОО высоко оценили организационную сторону мероприятия, ценность и актуальность представленного материала, возможность его практического использования, выразили пожелания дальнейшего сотрудничества со специалистами психологического центра.

Методист отдела психолого-педагогической помощи
Пестрикова Елена Дмитриевна