(рекомендации для старшеклассников)

Общение — одна из основных потребностей человека. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе — своё Я, ты мне – своё Я). Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Существуют девять правил  успешного общения, которые разработал немецкий филолог Гисберт Бройнинг:

  1. Понимание вашего высказывания связано с конструкцией предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание. Кроемее того, они затрудняют понимание вопроса, смысл часто теряется в придаточных предложениях.
  2. Короткие предложения (8-15 слов) состоят из оконченных мыслей. Короткие предложения всегда наглядны.
  3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.
  4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное или помогают сделать передышку. Не бойтесь пауз.
  5. Качество и количество словаря усиливают влияние сказанное. Пассивный словарь (слова, которые может использовать память) состоит в зависимости от образования из 3000-5000 слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3000-12000 слов.
  6. Рекомендуется чаще использовать в речи глаголы, а не существительные. Глаголы предают высказываниям наглядность, существительные – большей частью, смысловое значение, которое часто бывает абстрактным. Обходитесь по возможности без прилагательных, они слишком личные.
  7. Глагол становиться более живым, если Вы в своем высказывании используете активную, а не пассивную форму. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет эмоциональную нагрузку.
  8. Дистанционно и безлично действуют формулировки: «Согласно этому можно понять, что…», а также высказывания, содержащие большие числа. Сослагательные наклонения типа «Я бы сказал…», «Я бы полагал…», «Я должен» — не выражают решительного поступка, а скорее создают дистанцию между собеседниками.
  9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который Вы в них вкладываете. Значение сказанного партнер либо расширяет, либо сужает. Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Часто нужно уже в начале разговора разъяснить собеседнику, что Вы понимаете под тем или иным понятием.

Так же, не забывайте о «правиле трех плюсов».

«Правило трех плюсов»

«Правило трех плюсов», является фундаментом успешного присоединения к собеседнику, которое гласит, что для быстрого и эффективного вхождения в контакт вам необходимо знать и выполнять три основных действия. Три плюса — улыбка, имя и комплимент.

Первый плюс. Благодаря мимике нашим речам придаются живость, образность, ясность и выразительность. Мимика куда достовернее свидетельствует об истинных мотивах, намерениях и мыслях человека, нежели его слова, которые легко могут лгать. Честная, открытая улыбка будет всегда выражать добрые намерения человека, свидетельствовать об отсутствии тайных злых умыслов, агрессивных устремлений. Улыбка подсознательно воспринимается любым из нас как проявление доброты и заботы, доверия и симпатии.

Второй плюс. Правилом успешного общения при первом контакте считается ИМЯ.

Третий плюс. На первый взгляд, нам всегда кажется, что нет ничего проще, чем сделать комплимент собеседнику. Но лишь проговорив комплимент и увидев мину негодования, растерянности, смущения, неловкости или стену безразличия, мы начинаем чувствовать, что сделали что-то не то… Мы видим, что допустили какую-то ошибку, и путь к сердцу собеседника для нас теперь закрыт. Наиболее часто мы допускаем следующие ошибки:

 Мы делаем прямой комплимент малознакомому или незнакомому человеку. Представьте себе, что незнакомый человек на улице говорит вам: «Ах! Какой вы интересный мужчина!» или «Девушка! Вы так красивы!»

 Мы делаем комплимент искусственно, надуманно, потому что «нам надо сделать комплимент, во что бы то ни стало». Совершенно не важно, что вы при этом будете говорить. Собеседник своим подсознанием тотчас же почувствует всю фальшь происходящего, а если нет доверия, значит, и нет дальнейшего контакта.

 Мы делаем комплимент несвоевременно, без опоры на реальность и состояние собеседника. Когда желание сделать комплимент превращается в навязчивую идею, практически полностью теряется контроль над ситуацией. Мы уже не видим очевидных сигналов: человек обеспокоен или спешит, или испуган, или увлечен интересным (а значит для него важным) занятием.

Одним из наиболее эффективных средств является так называемый «косвенный комплимент». Это когда мы выражаем собеседнику симпатию, похвалу, восхищение не по поводу него самого, а позитивно оценивая обстановку, настроение, людей, предметы и

другое, имеющее прямое или косвенное отношение к нему.

           Применяйте эти правила, и Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами!

 

Педагог – психолог ГБУ «ППЦ»
Попкова Е.В.