Когда в семье рождается ребенок, родители мечтают о том, как он начнет ходить, как они будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что–нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут к психологам, врачам. Врачи ставят диагноз «ММД» – минимально-мозговые дисфукции.
Минимально-мозговая дисфункция (ММД) — легкая недостаточность мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших «этажей» мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга.
Не пугайтесь, что специалисты обнаружили у вашего малыша нечто «ужасное». У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется. Но прежде недостатки внимания, памяти, повышенные отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления, — все эти проявления ММД доставят немало неприятностей и хлопот и самому ребенку, и родителям, и учителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или, наоборот, слишком «тихих» детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники. Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе «списывают со счетов», полагая, что больших успехов эти «лодыри» все равно не добьются. А между тем, детишки с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знаниям, чем остальные дети. Просто обучаться таким детям труднее, а значит и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь. Именно «мелочи», приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или «пустяковой» аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы «аукнуться» ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Вот и получается, что диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Малыш начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе во всеуслышание. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули — просто беда! Или наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах «направо — налево», «вверх — вниз», замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел… Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.
В дошкольном возрасте проявлениями ММД у детей являются задержка нервно-психического и речевого развития, гиперактивность, дефицит внимания, двигательная неловкость, отвлекаемость, импульсивность, упрямство, негативизм.
У школьников с ММД на первый план выступают проблемы в обучении и поведении, слабая психо-эмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение.
В подростковом возрасте у детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и со сверстниками, ухудшается успеваемость. Таким подросткам свойственны «бунтарский дух», отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, тяга к употреблению алкоголя и наркотиков, асоциальным поступкам.
Как помочь ребенку с ММД?
Комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни. Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, основанные на психомоторной и нейропсихологической коррекции, когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга. (Шевченко Ю.С., 2002 г.)
Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх), от правого полушария мозга к левому (справа — налево), от задних отделов мозга к передним (сзади — наперед). (Семенович А.В..2002 г.)
И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.
Педагог-психолог
отдела ранней помощи
Мусилович Т.А.