ПМПК: общие сведения и условия прохождения комиссии

ПМПК: общие сведения и условия прохождения комиссии

Изменения в деятельности ПМПК Российской Федерации регламентируются Приказом Минпросвещения РФ № 763 от 01.11.2024 г. «Об утверждении Положения о ПМПК» (вступил с в силу с 01.03.2025 г.)

С 1 марта 2025 года в Самарской области функционируют 1 Центральная ПМПК и 16 Территориальных ПМПК. Список психолого-медико-педагогических комиссий Самарской области и порядок деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на территории Самарской области регламентируется Приказом Министерства образования Самарской области от 28.02.2025 г. № 151-од «О совершенствовании работы психолого-медико-педагогических комиссий Самарской области».

Распоряжение о создании Тольяттинской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (положения)

Психолого-медико-педагогические комиссии Самарской области

ПМПК ГБУ «ППЦ» в структуру экспертно-диагностического отдела ГБУ «ППЦ» и является территориальной ПМПК по г. Тольятти, г. Жигулёвску, Ставропольскому району Самарской области с 1 марта 2025 г.

Основными направлениями деятельности ТПМПК являются:

1) проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в Организациях (далее — обследуемый), в целях выявления у них особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении,

2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

3) определение рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

4) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;

5) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА);

6) осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

7) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Общее руководство экспертно-диагностическим отделом (ПМПК) ГБУ «ППЦ» осуществляет заведующий отделом Садыхова Ирина Анатольевна, педагог-психолог высшей категории.

По количеству составов в ГБУ «ППЦ» функционирует:

—  3 состава ПМПК на территории г.о. Тольятти

—  2 состава ПМПК – на территории г.о. Жигулёвска.

В каждой комиссии есть руководитель комиссии, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр (или врач-невролог).

Психолого-медико-педагогические комиссии проводятся как на базе Психолого-педагогического центра, так и на базе образовательных организаций (по заявкам-направлениям образовательных организаций г.о.Тольятти, г.о.Жигулевска, Ставропольского района Самарской области), а также осуществляют выезд на дом к обучающимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.

Составы комиссий и основное местонахождение комиссий:

Комиссия №1 (г.о.Тольятти, ул. Громовой, 44 (корпус.1):

Руководитель комиссии —  учитель-дефектолог Карихт Н. Е.
Учитель-логопед  — Клыгина С. Б.
Учитель-логопед — Сургучева С. Н.
Врач-психиатр — Смурова Т. М.
Социальный педагог – Карева Л. Ю.

Комиссия №2 (г.о.Тольятти, ул. Жукова, 56 (корпус 2):

Руководитель комиссии —  педагог-психолог Ялаева Э.С.
Учитель-дефектолог – Низямова З.Т.
Педагог-психолог, учитель-логопед  – Чепиго А. Ю.
Врач-невролог —  Баранчикова Н. В.
Социальный педагог – Кравцова И. С.

Комиссия №3 (г.о.Тольятти, ул. Громовой, 44 (корпус 1):

Руководитель комиссии  —  учитель-логопед  Малахова А. В.
Учитель-дефектолог Богатырева С. Ю.
Педагог-психолог – Путилова И. В.
Социальный педагог – Зуй М. Ю.
Врач-психиатр — Солодкова Ю. В.

Комиссия № 4 (г.о. Жигулёвск,ул. Пионерская, 23):

Руководитель комиссии  —  учитель-логопед  Грядунова О.В.
Учитель-дефектолог, педагог-психолог  — Савенкова А.А.
Учитель-логопед  – Бельчикова Е.А.
Социальный педагог – Чернова Н.М.

Комиссия № 5 (г.о. Жигулёвск, ул. Пионерская, 23):

Руководитель комиссии  —  учитель-дефектолог Ершова Е.Ю.
Учитель-логопед — Тиханова Т.М./Каликова Г.А.
Педагог-психолог – Денисова М.В.
Социальный педагог – Топченко Е.В.

Резервный состав (открывается по мере необходимости):

Руководитель комиссии  —  педагог-психолог Садыхова И.А.
Учитель-логопед – Скидан Е.Л.
Учитель-дефектолог – Козлова С.Н.
Социальный педагог – Топченко Е.В.

 

Запись на ПМПК осуществляется согласно перечню
(Приказ № 763 от 01.11.2024 г. «Об утверждении Положения о ПМПК», п.23)
по ЕДИНОМУ ТЕЛЕФОНУ ДЛЯ ЗАПИСИ НА ПМПК

76-99-74

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ НА ПМПК:

  1. Паспорт родителя (законного представителя) (для иностранных граждан – с переводом) (оригинал и ксерокопия)
  2. Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет (оригинал + копия)
  3. Копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (для опекаемых детей)
  4. Копия заключения (заключений) ПМПК о результатах ранее проведенного обследования (для детей, повторно выходящих на ПМПК).
  5. Направление на ПМПК от образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации (поликлиники, РЦ и др.), других организаций (при наличии) (пишется в произвольной форме с указанием цели направления на обследования).
  6. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) на ПМПК (при наличии)
  7. Копия справки МСЭ об  инвалидности  и ИПРА (при наличии).
  8. Медицинское заключение с информацией о состоянии здоровья обследуемого, результатах медицинских обследований, выданное медицинской организацией по месту жительства (регистрации) обследуемого. Медицинское заключение действительно для предоставления в комиссию в течение 6 мес. со дня оформления (Приказ № 763 от 01.11.2024 г. «Об утверждении Положения о ПМПК», п.18и)
  9. Приказ Минздрава РФ от 14.09.20 г. № 972н: «Медицинское заключение оформляется мед. организацией в произвольной форме» (п.2), «Медицинское заключение на бумажном носителе оформляется с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем мед. организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью мед. организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование мед. организации в соответствии с учредительными документами» (п.7)(рекомендуемые врачи-специалисты: врач-невролог, врач-психиатр, офтальмолог (для исключения или подтверждения нарушений зрения), врач-отоларинголог (для исключения или подтверждения нарушений слуха), педиатр (описание анамнеза развития и актуального состояния здоровья на момент оформления медицинского заключения, другие врачи, наблюдающие ребенка  по основному заболеванию).
  10. Представление Психолого-педагогического консилиума образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося
    Для обучающихся школ к ППк прилагаются:
    —  Информация о текущей успеваемости (распечатка с электронного журнала — АСУ РСО), заверенная подписью и печатью директора.
    — Копия справки ВК на индивидуальное обучение на дому или в мед.организации, копия приказа о переводе на индивидуальную форму обучения с образовательной организации (заверенные подписью и печатью директора ОО) (при наличии)
  11. Копии контрольных работ, заверенные руководителем школы, рабочие тетради по русскому языку и математике (для школьников), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (2 рисунка) (для детей дошкольного возраста).

! Согласно Приказа № 763 от 01.11.2024 г. «Об утверждении Положения о ПМПК» (п.21) при недостаточности сведений о состоянии здоровья или в случае необходимости уточнения диагноза комиссия вправе запросить дополнительную информацию о состоянии здоровья обследуемого.

ВНИМАНИЕ! Обследование ребёнка проходит только в присутствии родителей (законных представителей). (Приказ № 763 от 01.11.2024 г. «Об утверждении Положения о ПМПК», п.27)

ПМПК выдает на руки родителям (законным представителям) оригинал заключения ПМПК, в котором прописаны рекомендации по дальнейшему обучению ребенка (программа обучения, специальные условия, направления коррекционной деятельности специалистов сопровождения, сроки повторного прохождения ПМПК).

Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер.

 ! В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением Территориальной ПМПК родитель (законный представитель) имеет право обжаловать решение в Центральной ПМПК (г.о.Самара, ЦПМПК, ул.Металлистов, д.61а, тел.8(846)312-11-37)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК является основанием для зачисления ребенка в специализированную группу (класс) и создания для ребенка специальных образовательных условий. В образовательные организации и другие структуры предоставляются КОПИИ заключения.

 Для оформления в специализированный детский сад заключение ПМПК предъявляют в МФЦ. Родители школьников передают копию заключения администрации школы.

Преимущества обучения ребёнка в специализированной группе

В дошкольных образовательных учреждениях г.о.Тольятти для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (инвалидов) открыты специализированные группы разной направленности: логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с нарушением интеллекта и РАС.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение неоправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе (классе) имеет ряд преимуществ, которые компенсируют все издержки.

  1. Материальные расходы на проезд к новому месту пребывания ребёнка малы по сравнению с затратами на обучение детей с репетиторами в будущем.
  2. Льготное питание (завтраки и обеды бесплатно для обучающихся с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях)
  3. Наполняемость групп/классов по нормативам – 10-12 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.
  4. Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование специализированных групп и классов, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии (работа учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, для некоторых категорий детей — обеспечение тьюторами.)

 

Информация по специализированных группам и классам образовательных организаций по г.о.Тольятти

 

Информация по специализированным (коррекционным) классам для детей с ЗПР по г.о.Тольятти, в которых реализуется программа АООП (ЗПР) вариант 7.2.:

— МБУ «Школа № 18» (Комсомольский район)
— МБУ «Школа №20» (Центральный район)
—  МБУ «Школа №1» (Центральный район)
— МБУ «Школа № 62» (Автозаводский район)
— МБУ «Школа № 69» (Автозаводский район)
— МБУ «Школа № 73» (Автозаводский район)

Информация по специализированным (коррекционным)  классам для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)  по г.о.Тольятти,  в которых  реализуется программа АООП (ТНР) вариант 5.2.:

— МБУ «Школа № 26» (Центральный район)
— МБУ «Школа № 56» (Автозаводский район)

Информация по специализированным (ресурсным)  классам для детей с РАС (расстройством аутистического спектра)  по г.о.Тольятти,  в которых  реализуется программа АООП (РАС) вариант 8.2.:

—МБУ «Образовательный центр «Галактика» (Автозаводский район)

Школа-интернат для обучающихся с нарушением интеллекта  по г.о.Тольятти,  в которых  реализуется программа АООП (УО, ТМНР) вариант 1, вариант 2 (СИПР):

— школа-интернат №3 (Тольятти, корпуса — ул.Кирова,63, Матросова 31, Жукова,25)

Школа-интернат для обучающихся с нарушением зрения  по г.о.Тольятти,  в которых  реализуется программа АООП (слепые,слабовидящие):

— школа-интернат № 4 (Тольятти, ул.Жукова, 56)

Школа-интернат для обучающихся с нарушением слуха  по г.о.Тольятти,  в которых  реализуется программа АООП (глухие, слабослышащиее):

— школа-интернат № 5 (Тольятти, ул.Лесная,13)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с РАС:

— МБУ детский сад № 53 «Чайка» (Мира, 10) (Центральный район)
— МБУ детский сад № 162 «Олимпия» (Комсомольский район)
—  МБУ детский сад № 79 «Гусельки» (Автозаводский район)
—  МБУ детский сад №192 «Ручеек» (Автозаводский район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с нарушением интеллекта:

— МБУ детский сад № 53 «Чайка» (Мира, 10) (Центральный район)
— МБУ детский сад № 162 «Олимпия» (Комсомольский район)
— МБУ « Школа №18»  СП д/с «Альтаир» (Комсомольский район)
— МБУ детский сад № 120 «Сказочный» (Автозаводский район)
— АНО ДО детский сад № 192 «Ручеек» (Автозаводский район)
— МБУ детский сад №189 «Спутник» (Автозаводский район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с ЗПР:

— МБУ детский сад № 53 «Чайка» (Мира, 10) (Центральный район)
— МБУ детский сад № 41 «Огонек» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 51 «Чиполлино» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 93 «Мишутка» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 162 «Олимпия» (Комсомольский район)
— МБУ Школа № 18 детский сад «Альтаир» (Комсомольский район)
— МБУ детский сад № 120 «Сказочный» (Автозаводский район)
— СП Школа 73 д/с «Облачко» (Автозаводский район)
— МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок» (Автозаводский район)
— АНО ДО д/с № 198 «Вишенка» (Автозаводский район)
— МБУ детский сад №189 «Спутник» (Автозаводский район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с нарушением зрения:

— МБУ детский сад №33 «Мечта» (Комсомольский район)
— МБУ детский сад № 5 «Филиппок» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 173 «Василек»  (Автозаводский район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с нарушением слуха:

— МБУ детский сад №33 «Мечта» (Комсомольский район)
— МБУ детский сад № 43 «Гнездышко» (Центральный район)
— МБУ детский сад № 189 «Спутник» (Автозаводский район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР):

— МБУ детский сад № 197  «Радуга» (Автозаводский район)
— МБУ Школа 26 СП детский сад «Тополек»  (Центральный район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА):

— МБУ детский сад № 197  «Радуга» (Автозаводский район)
— АНО ДО д/с № 201 «Волшебница» (Автозаводский район)
— МБУ детский сад № 5 «Филиппок» (Центральный район)

Детские сады, в которых реализуется программа для детей с ТНР (логопедические группы):

Центральный район:  д/с № 2 «Золотая искорка», № 5 «Филлиппок», д/с № 27 «Лесовичок», д/с № 28 «Ромашка», д/с № 41 «Огонек», д/с № 43 «Гнездышко», д/с № 45 «Яблонька», д/с 48 «Дружная семейка»,  д/с № 49 «Веселые нотки», д/с № 50 «Синяя птица», д/с № 51 «Чиполлино», д/с № 53 «Чайка», д/с № 54 «Аленка», д/с № 56, д/с 76 «Куколка», д/с № 84 «Пингвин», д/с № 90 «Золотое зернышко», д/с № 93 «Мишутка», д/с № 100 «Островок», д/с № 104 «Соловушка», д/с № 110 «Белоснежка», СП Школа №3 д/с «Березка»,  СП Школа 23 д/с «Жар-птица., СП 26 д/с «Тополек», СП Гимназия № 9 д/с «Клубничка».

Автозаводский район: д/с № 22 «Лучик», № 64 «Журавленок», д/с 73 «Дельфин», № 79 «Гусельки», № 80 «Песенка», № 81 «Медвежонок», д/с 116 «Солнечный», д/с 120 «Сказочный», д/с 126, д/с 128, д/с № 150 «Брусничка», д/с 149 «Елочка», д/с 210 «Ладушки», д/с № 200 «Волшебный башмачок», д/с 201 «Волшебница, д/с № 203 «Алиса», д/с № 171 «Крепыш», №189 «Спутник», №198, СП Школа 73 д/с «Облачко», д/с №192 «Ручеек».

Комсомольский район:  д/с № 16 «Машенька», д/с №  23 «Волжские капельки», д/с № 33 «Мечта», д/с 69 «Веточка», № 162 «Олимпия», д/с № 147 «Сосенка»,  СП Школа 75 д/с «Синеглазка», д/с № 196 «Маячок», д/с 199 «Муравьишка»,  СП Школа 18 д/с «Альтаир», д/с 125 «Росточек»,  д/с 205 «Тюльпан».

Для перевода в специализированный детский сад необходимо предоставить в отделение МФЦ оригинал заключения ПМПК, паспорт законного представителя, свидетельство о рождении ребенка.