Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении.
Функции речи – коммуникативная, информативная, познавательная.
Возрастные периоды развития речи:
К сожалению, многие недооценивают период раннего речевого развития, а точнее младенчество. Что же может сделать родитель в этом возрастном периоде? Все очень просто – вспомнить фольклор для малышей, который забыт (именно потешки, народные песенки для малышей, колыбельные песенки, пестушки, прибаутки). Значимость таких произведений на раннем этапе речевого развития велика. Они входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью, они ритмизированы, выдерживается нужный темп, интонация, эмоциональная окраска, которые очень важны для него с рождения.
Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, нередко просто комментировать движения и действия малыша: потягивание и т.д. Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция. Она-то и достигается пением пестушек.
Гуление – стадия доречевого развития за криком и предшествует лепету. Продолжается примерно с 2-3 до 5-7 месяцев жизни. Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги – как правило, это цепочки гласных звуков, близких к А, У, Ы, часто в сочетании с согласными Г, М.
Детский лепет – это не просто бессмысленный набор звуков и слогов. У природы нет холостых и ненужных ходов. Малыш сосет палец, гулит, причмокивает и лепечет – и все это время он тренирует речевой аппарат. Лепет или еще говорят «лепетная речь» — стадия доречевого развития ребенка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого – начале второго полугодия жизни и длится до конца первого года жизни. Представляет собой многократное повторение слогов, состоящих из согласного и гласного звука: ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да, та-та-та.
Слушая мамины колыбельные песни, ладушки, потешки, малыш получает не только свои первые познания в музыке, но и первые уроки развития речи. В ответ на мамино пение он начинает по-своему гулить, а затем лепетать, что приводит в действие и развивает гортань – один из инструментов речи.
При этом развивается память ребенка, он запоминает повторяющиеся интонации, в результате чего малыш раньше начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, и оно для него становится более понятным, а значит, и речевые навыки проявятся быстрее.
Переход к словам осуществляется на фоне лепета. Первые слова: ма-ма, па-па, па-па,ба-ба, бах, ам около года (10-12 месяцев).
И еще, хочу обратить внимание! Слоган периода раннего речевого развития «Читаю по губам». При разговоре взрослый желательно должен опуститься на уровень ребенка, смотреть на него. Ребенку важно не только слышать, но и видеть: в этот момент малыш считывает мимику, наблюдает за тем, как двигаются губы взрослого. Родитель не выполняет свои действия молча. Чем раньше ребенок слышит человеческую речь, тем легче ему будет освоить «науку говорения».
Что же необходимо знать родителям про речевые игры на раннем этапе развития малыша?
Возраст от 1 до 6-ти месяцев
На предречевом этапе ребенок еще только готовится к овладению речью, но на голос он начинает реагировать уже со второй недели после рождения.
*Нужно ласково разговаривать с малышом во время купания, переодевания, кормления, убаюкивая петь ему колыбельные песенки.
*В течение первого месяца жизни младенец начинает следить за движущимися предметами. Внимание ребенка можно привлечь яркой игрушкой, а медленно перемещая ее из стороны в сторону развивать навык зрительного слежения.
*Начиная со 2-го месяца с малышом можно играть в такие простенькие, но очень полезные игры, как «Откуда звук». Их основной задачей является развитие зрительного и слухового внимания. Звучащей игрушкой — погремушкой или пищалкой — издавать звуки на разном расстоянии и с разных сторон от ребенка, приговаривая: «А что это? Где это у нас гремит, пищит?»
*Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.
Возраст от 6-ти месяцев до 1 года
*Месяцев с 6-ти можно играть с ним в такие общеизвестные народные игры для развития речи с движениями, как «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гули-гули, полетели», «Идет коза рогатая». В них рифмованные словосочетания сочетаются с различными движениями ручек и пальчиков, формируя чувство ритма, развивая общую и мелкую моторику, активизируя подражательные способности. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
*В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.
* Прятки со взрослыми. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!».
*Когда ребенок начнет лепетать, постарайтесь добиться от него самостоятельных звукосочетаний и звукоподражаний, играя вместе в игрушки, занимаясь повседневными делами, гуляя на улице. Таких как НА, ДАЙ, БАХ, ТОП-ТОП, КУП-КУП, МЯУ, ГАВ-ГАВ, ЛЯ-ЛЯ и прочих. Разговаривать с ребенком нужно обычными полными словами и предложениями, но подобные коротенькие слова повторять в подходящих ситуациях постоянно. Малышу легко их запомнить и воспроизвести. Именно они становятся его первыми словами.
Возраст от 1 года до 3-х лет
На 2-м году жизни игры для развития речи усложняются, в них появляются более сложные звукокомплексы, которые нужно воспроизводить, сопровождаемые скоординированными движениями.
*Игра «Кто где?» тренирует голос и произношение некоторых звуков. Взрослый говорит: «Собачка – во дворе, гуси – на траве, коровка — травку жует, лошадка – тележку везет», а ребенок воспроизводит, как животные подают голос и двигаются.
*В игре «Заинька беленький сидит» малыш должен показать и рассказать, как зайчик замерз и дрожит (БР-БР-БР), скачет под елочкой (ПРЫГ-СКОК), убегает от волка (ОЙ-ОЙ-ОЙ) и прячется в «домике» (складывает ручки над головой, приговаривая ВОТ ТАК, ВОТ ТАК).
*Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
*Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла, спит, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
*Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает низким голосом, маленькая — высоким.
*Поиграйте в «Попугайчика», на проговаривание скороговорок, используя в игре пока небольшие скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно. При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.
Дорогие родители! Помните, что Вы на раннем этапе развития своего малыша должны тесно взаимодействовать с ним и проявлять большую заинтересованность в игре. Желаем успехов!
Учитель-логопед
Отдела ранней помощи
Мазанкина Ирина Петровна