На определенном этапе развития большинство детей начинают подражать взрослым, копировать их действия и проявлять интерес к «настоящим» предметам. Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут малышу научиться пользоваться окружающими предметами самостоятельно. Они улучшают координацию движений и согласованность работы рук, развивают мелкую моторику. Игры могут быть специальным упражнением, частью сюжетной игры, а могут стать частью повседневной жизни. Независимо от того, в какой ситуации они используются, важно, чтобы они были интересны ребенку и приносили радость и ему, и взрослому.
ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ЛОЖКОЙ
Цели: запоминать последовательность действий, контроль и координация движений, тренировка пальцев и запястья; развитие самостоятельности.
Необходимо: 2 миски, одна из которых наполнена крупой (чечевицей, гречкой, манкой и др.), деревянная глубокая ложка.
В процессе игры ребенок учится придерживать емкость одной рукой, другой-набирать в ложку крупу. Он высыпает из ложки в емкость крупу, контролируя движение. Обучается перекладывать слева направо (это пригодится, когда малыш начнет учиться писать).
В быту можно перекладывать крупу из одной емкости в другую (например, из пакета в емкость для сыпучих продуктов, сахар – из сахарницы в чашку (заодно, полезно посчитать, сколько ложек).
В сюжетной игре можно «варить» кукле кашу, раскладывать ее по тарелочкам.
ПЕРЕСЫПАНИЕ КОФЕЙНЫХ ЗЕРЕН ИЗ КУВШИНА В ДРУГУЮ ЕМКОСТЬ
Цели: те же, что и в предыдущей игр, плюс подготовка к умению переливать воду.
Необходимо: кувшин и вторая емкость (ведерко, миска и т.д.) с прочными ручками, за которые удобно держаться; зерна.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Переливание воды из чайника в чашку
Необходимо: маленький заварочный чайник, чашка, губка.
Малыш учится переливать воду из чайника в чашку, при этом также развивается координация движений и согласованная работа рук: наклоняя чайник или кувшин одной рукой, необходимо его придерживать второй рукой.
Можно разливать настоящие напитки членам семьи, можно поиграть в «кукольное чаепитие». Все малыши любят играть с водяной мельницей. Разрешите ребенку самому выливать водичку из стаканчика в воронку мельницы.
МЫТЬЕ СТОЛА И ВЫЖИМАНИЕ ГУБКИ
Цель: развивать силу рук и координацию пальцев.
Необходимо: губка средней величины, рассчитанная на ручку ребенка.
Часто после игры с водой, красками на столе остаются «лужи». Покажите ребенку, как надо вытирать стол, промакивать губкой мокрые места. Пусть малыш отожмет губку над раковиной или небольшим тазиком.
Конечно, такой опыт можно перенять и в быту: вытирать стол после обеда, отжимать губку после мытья посуды и т.д.
Мытье посуды также развивает координацию движений и согласованную работу рук: в одной ручке у малыша тарелка, другой он держит губку и делает круговые движения. Очень непростая задача!
ЧИСТКА ЛУКА
Цель: развивать ловкость пальчиков.
Необходимо: луковица с шелухой.
Покажите ребенку очищенную луковицу и луковицу в шелухе. Предложите малышу очистить луковицу.
Ребенок держит луковицу в одной руке, пальчиками другой берется за край шелухи и снимает ее с луковицы. Помогите малышу, поворачивая луковицу.
С детьми постарше можно очищать вареные яйца (постучать яичком по столу, затем снимать скорлупу).
ПРИЩЕПКИ В КОРЗИНКЕ
Цель: развивать одновременно захват тремя пальчиками (большим, указательным, средним).
Необходимо: корзинка или коробочка с тонким краем; прищепки.
Сначала ребенок учится снимать прищепку. Многие дети просто стягивают прищепку. Помогите ребенку захватить пальчиками, нажать и снять ее с края корзинки, придерживая корзинку второй рукой. Возможно, на первых порах вам придется производить действия вместе с малышом. Корзинку или коробочку на начальных этапах использовать удобнее, чем веревку: она жесткая, что облегчает задачу.
Когда ребенок сможет правильно снимать прищепку, учите надевать ее на край коробки. Чтобы было интересней, прицепите прищепкой ленточки или кусочки яркой бумаги. К краю толстого картона можно прикрепить рисунки, фотографии.
Если ребенок не испытывает затруднений, учите его снимать прищепки с веревки и надевать на нее.
НОЖНИЦЫ
Цель: научить ребенка разрезать полоску бумаги на части.
Необходимо: коробка; ножницы с тупыми концами; несколько полос толстой цветной бумаги (на некоторых из них отмечены линии отреза, что помогает нацелиться и сделать более точное движение).
Одной рукой малыш держит полоску, другой делает движение ножницами. Для обучения удобнее использовать неширокую полоску, потому что для разрезания ребенку достаточно сделать не несколько движений, а всего одно. Один «чик» -и кусочек отрезан!
Таким образом можно нарезать бумагу для аппликации-мозаики (маленькие кусочки наклеиваются внутри контура рисунка).
СКЛАДЫВАНИЕ САЛФЕТОК
Цель: научить складывать салфетку по линиям.
Необходимо: матерчатые салфетки или носовые платки. Можно нитками контрастного цвета прошить линии (схемы).
Линии помогут правильно сложить салфетку.
Покажите ребенку, как нужно складывать:
Сложите салфетку сами, запоминая последовательность действий и обращая внимание на то, что делает каждая рука. Сложите с малышом салфетку совместно (взрослый действует рукой ребенка).
ЗАТАЧИВАНИЕ КАРАНДАША
Цель: учить контролировать координацию движений, развивать самостоятельность, тренировать пальцы и запястье.
Необходимо: точилка для карандашей; 2 карандаша; чашечка для стружки; поднос.
Ребенок держит в одной ручке точилку, другой вставляет в нее карандаш и поворачивает его.
Подбирая карандаши для рисования, обращайте внимание на то, острый или тупой карандаш (можно потрогать пальчиками). Предложите ему поточить карандаши.
ЗЕЛЕНЬ ДЛЯ САЛАТА
Цель: развивать самостоятельность, мелкую моторику рук.
Необходимо: листы салата, миска.
Когда вы готовите салат, предложите малышу накрошить туда зелень. В одной ручке он будет держать пучок, пальчиками другой отрывать небольшие листочки, веточки и бросать их в салат.
Можно поэкспериментировать также с листами морской капусты.
ПОДБОР ПАР
Цель: научить ребенка подбирать одинаковые предметы (пара ботинок, пара носков, пара варежек и др).
Необходимо: пары предметов (игрушки, предметы одежды, столовые принадлежности).
Поиграйте в такую игру: пусть и у вас, и у малыша будет по одинаковому набору небольших предметов (ложки и чашки; башмачки и носочки). Все это можно проделывать не специально, а используя любой подходящий повод, например, когда малыш ест или когда вы его одеваете.
Сначала берите две совершенно одинаковые вещи и одну, которая на них совсем не похожую; например, два ботиночка и носочек. Затем можно будет взять пару предметов, не столь явно отличающихся в глазах малыша от третьего; например, две ложки и вилку.
ЧЬИ ЭТО ВЕЩИ?
Цель: научить выбирать свои вещи.
Необходимо: несколько предметов из одежды, обуви и др. ребенка, а также какой-нибудь предмет из «чужих».
Спросите: «Где твой ботиночек?» Если ребенок на него посмотрит, скажите: «Да, это твой ботиночек». Вложите ботиночек в руки ребенка. Продолжайте такие «уроки», чтобы научить малыша правильно брать предмет без вашей подсказки. Со временем количество предметов можно увеличить.
ЧТОБЫ ПОМЕСТИЛОСЬ
Цель: научить укладывать предметы в емкость определенным образом.
Необходимо: длинные бусы, цепочка длиной 35-50 см, емкость (кофейная чашка, маленькая баночка, коробочка).
Возьмите длинные бусы или цепочку и растяните перед ребенком. Поставьте перед ним небольшую емкость и попросите его положить бусы в чашку. Если ребенок этого не делает, возьмите бусы и положите их в чашку сами, чтобы он видел, ка вы это делаете. Покажите ему бусы, лежащие в чашке. Затем достаньте их и снова попросите его положить бусы в чашку.
Точно также можно поиграть с собачьим поводком, веревкой. В данном случае можно использовать корзинку или ведерко.
СЛОЖИ КАРАНДАШИ
Цель: научить складывать карандаши в пенал или банку с небольшим отверстием.
Необходимо: цветные карандаши; пенал, банка с небольшим отверстием; коробка для карандашей; стакан под карандаши.
Приготовьте несколько цветных длинных карандашей, которые нужно уложить в пенал или стакан для карандашей. Возьмите один карандаш и положите в стакан. Действуйте дальше также, укладывая друг за другом остальные карандаши, пока не заполнится коробка или стакан.
ОТКРОЙ (ЗАКРОЙ) ЗАМОК
Цель: научить подбирать подходящий ключ и вставлять в замочную скважину, делать оборот ключом и вытаскивать его.
Необходимо: замок, связка ключей.
Сначала предложить ребенку вставлять ключи связки поочередно в замочную скважину, удерживая одной рукой замок, а другой -ключи. Таким образом, подобрать соответствующий ключ. Затем, сделав оборот ключом, открыть его или закрыть.
Учитель-дефектолог
Щелчкова Ольга Николаевна