Обучение счёту в уме лучше начинать после того, как ребёнок будет иметь представление об устном счёте в пределах 10.
Поэтому обучение такому счёту необходимо проводить постепенно, опираясь на практические действия с предметами. Чтобы ребёнок легко воспринимал счет в уме, необходимо дать представление о том, как выглядят цифры. Нужно объяснить, что цифра обозначает определенное количество разных предметов. Например, вы просите ребёнка посчитать некоторое количество шариков (например, 3), и при этом вы показываете ребёнку образ цифры 3. При помощи многократного повторения нужно сформировать некий образ, чтобы у малыша при виде цифры 3 крутились в голове те три шарика, которые он считал до этого. И тогда ребёнок сможет назвать количество предметов, не пересчитывая их.
Обучение счёту в уме таким способом нужно начинать с цифры один, и так дойти до цифры 10. Ребёнку можно предложить поиграть и дать ему такую инструкцию: «Сейчас мы будем играть в игру «Гномики в домике». Коробочка – это домик, а кубики – гномики,которые в них живут.Гномики будут приходить в домик по одному, и по два, и по три,и по четыре, и т.д. до десяти, при этом вы спрашиваете у ребёнка, сколько в домике будет гномиков, если ещё один придёт. Таким же образом формируем навыки вычитания, только гномики будут уходить из домика.
Игра начинается с открытой коробочкой. После многократного повторения игры с открытой коробочкой, можно закрыть коробочку ладонью. Теперь все так же: один гномик приходит к другому, но все это накрыто крышей. Малыш должен назвать количество человечков, но не смотреть на них.
Со временем у него выработается навык, позволяющий сразу определить, сколько гномиков не хватает в домике.
Обучение можно считать совершенным, когда ребёнок без устного пересчёта и не касаясь предметов, сможет их посчитать и назвать точное число.
Чего делать не стоит?
Например, не следует начинать обучение счету на пальцах. Они всегда под рукой, их можно рассмотреть и потрогать, ребёнку нет необходимости запоминать количественно изменившуюся картинку. А когда пальцы закончатся – начнутся трудности.
К такому же итогу может привести обучение с помощью использования счетных палочек.
Очень похож на работу с калькулятором способ счета с помощью линейки (складываемые числа откладывают по сантиметровой линейке вправо, начиная с первого слагаемого, вычитаемые – влево). При таком способе ребёнок может запомнить последовательность чисел, но механизм счёта не усваивается.
Учитель-дефектолог
Наталья Сергеевна Гинтер