(на примере настольной игры «Балда», из опыта работы)
Балда (англоязычный аналог BlockHead) — достаточно простая, распространённая, увлекательная настольная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, расположенных на игровом поле. В игре могут участвовать два человека и более. Несмотря на то, что название игры имеет не совсем благозвучное название, игра «Балда» является одной из полезных развивающих игр для детей и подростков, а также представляет интерес и для взрослых. Наверняка, многие из нас помнят, как студентами играли в нее на скучных предметах.
Вызывает сожаление тот факт, что, имея большой ресурс для пополнения словарного запаса, расширения знаний об окружающем мире, развитию внимания, памяти, коммуникативных навыков, эта популярная и распространенная игра незаслуженно забыта в последние годы.
Вспомним правила. Игровое поле — это таблица из 25 клеток (5х5), далее один из игроков придумывает произвольное слово с количеством букв равным стороне квадрата и вписывает его в середину квадрата, каждая буква которого находится в отдельной клетке. Размеры поля, длину слова, расположение слова можно менять. Однако количество пустых клеток в начале игры было чётным. Это необходимо для того, чтобы у игроков получилось одинаковое количество слов. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву таким образом, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. (Существует также «королевский» вариант, который предусматривает установку букв по диагонали). Важным условием является то, что слово должно существовать в словарях, а также должно быть нарицательным именем существительным в начальной форме (единственном числе и именительном падеже или множественном числе и именительном падеже в случае слова, не употребляющегося в единственном числе). Чем больше количество букв в придуманном слове, тем больше очков получает участник. Одна буква — одно очко. Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки. В каждой клетке по 1 букве, игроки ходят по очереди.
Слова в одной игре повторяться не могут.
Целями и задачами применения интеллектуальной игры в развивающей работе с обучающимися с ОВЗ являются:
Необходимо отметить, что использование данной лингвистической игры в работе с учащимися с ОВЗ, имеет ряд особенностей. Совершенно очевидным является тот факт, что преимущество в игре имеет игрок, у которого словарный запас больше.
Обучающиеся же выделенной категории, как показывает практика, не отличаются наличием большого запаса знаний об окружающем мире, а также наличием богатого активного словаря. Все это вызывает некоторые трудности на начальном этапе работы с данной игрой. Преодолеть возникающие сложности помогает создание в процессе игры ситуации успеха для всех игроков. Необходимо дать возможность каждому участнику выиграть индивидуально, либо в составе команды. Это позволяет повысить мотивацию игровой деятельности, развить познавательный интерес, стимулирует к высокой результативности, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку. Еще одним действенным приемом, является применение упрощенных правил на этапе знакомства с игрой (например, принимаем слова, которые существуют, но по каким-то причинам отсутствуют в словаре, принимаем имена собственные и т.п.)
После того, как обучающиеся приняли существующие правила игры и стали достаточно уверенно чувствовать себя на игровом поле, можно познакомить их с компьютерным вариантом игры, где дети могут соревноваться как с искусственным интеллектом, так и с реальными людьми. То есть, по сути, игра в виде компьютерного приложения будет играть роль психологического тренажера, который нацелен в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Удобнее всего использовать данный тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
Литература:
Педагоги — психологи
О.В.Еремина, Е.А.Лисицына