(на примере настольной игры «Балда», из опыта работы)
Балда (англоязычный аналог BlockHead) — достаточно простая, распространённая, увлекательная настольная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, расположенных на игровом поле. В игре могут участвовать два человека и более. Несмотря на то, что название игры имеет не совсем благозвучное название, игра «Балда» является одной из полезных развивающих игр для детей и подростков, а также представляет интерес и для взрослых. Наверняка, многие из нас помнят, как студентами играли в нее на скучных предметах.
Вызывает сожаление тот факт, что, имея большой ресурс для пополнения словарного запаса, расширения знаний об окружающем мире, развитию внимания, памяти, коммуникативных навыков, эта популярная и распространенная игра незаслуженно забыта в последние годы.
Вспомним правила. Игровое поле — это таблица из 25 клеток (5х5), далее один из игроков придумывает произвольное слово с количеством букв равным стороне квадрата и вписывает его в середину квадрата, каждая буква которого находится в отдельной клетке. Размеры поля, длину слова, расположение слова можно менять. Однако количество пустых клеток в начале игры было чётным. Это необходимо для того, чтобы у игроков получилось одинаковое количество слов. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву таким образом, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. (Существует также «королевский» вариант, который предусматривает установку букв по диагонали). Важным условием является то, что слово должно существовать в словарях, а также должно быть нарицательным именем существительным в начальной форме (единственном числе и именительном падеже или множественном числе и именительном падеже в случае слова, не употребляющегося в единственном числе). Чем больше количество букв в придуманном слове, тем больше очков получает участник. Одна буква — одно очко. Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки. В каждой клетке по 1 букве, игроки ходят по очереди.
Слова в одной игре повторяться не могут.
Целями и задачами применения интеллектуальной игры в развивающей работе с обучающимися с ОВЗ являются:
Необходимо отметить, что использование данной лингвистической игры в работе с учащимися с ОВЗ, имеет ряд особенностей. Совершенно очевидным является тот факт, что преимущество в игре имеет игрок, у которого словарный запас больше.
Обучающиеся же выделенной категории, как показывает практика, не отличаются наличием большого запаса знаний об окружающем мире, а также наличием богатого активного словаря. Все это вызывает некоторые трудности на начальном этапе работы с данной игрой. Преодолеть возникающие сложности помогает создание в процессе игры ситуации успеха для всех игроков. Необходимо дать возможность каждому участнику выиграть индивидуально, либо в составе команды. Это позволяет повысить мотивацию игровой деятельности, развить познавательный интерес, стимулирует к высокой результативности, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку. Еще одним действенным приемом, является применение упрощенных правил на этапе знакомства с игрой (например, принимаем слова, которые существуют, но по каким-то причинам отсутствуют в словаре, принимаем имена собственные и т.п.)
После того, как обучающиеся приняли существующие правила игры и стали достаточно уверенно чувствовать себя на игровом поле, можно познакомить их с компьютерным вариантом игры, где дети могут соревноваться как с искусственным интеллектом, так и с реальными людьми. То есть, по сути, игра в виде компьютерного приложения будет играть роль психологического тренажера, который нацелен в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Удобнее всего использовать данный тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
Литература:
Педагоги — психологи
О.В.Еремина, Е.А.Лисицына
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.