Выбираем способы общения с ребенком с КИ
Дети с КИ уникальная группа. В отличие от взрослых, которые имели слуховой опыт до потери слуха, дети учатся слушать, получая звуки только с помощью КИ.
Существует много факторов, влияющих на то, какой способ общения с ребенком выбирают родители. Если при общении с ребенком вы используете жестовую и устную речь, то старайтесь сначала сказать, чтобы стимулировать у него слушание речи с помощью КИ, а затем добавьте соответствующие жесты, чтобы помочь понять сказанное, если это необходимо ребенку.
19 правил общения и обучения маленького ребенка с КИ
- Глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребенка.
- Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).
- Вместе с ребенком фиксируйте внимание на предмете или действие, чтобы обучение шло эффективнее.
- Следуйте за направлением внимания ребенка, если он чем-то заинтересовался, поддержите интерес.
- Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.
- Комментирйте все происходящее.
- Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребенку возможность ответить вам.
- Часто задавайте вопросы ребенку при общении, даже если он пока не отвечает.
- Помогайте ребенку ответить, если он сам пока не может, отвечайте за него.
- Помогите ребенку понять, что он должен сделать, изображайте то, чего хотите, чтобы он сделал.
- Подражайте действиям/жестам/мимике ребенка комментируя все словами, а также поощряйте подражание ребенком ваших действий/жестов.
- Подражайте звукам, произносимым ребенком (с детьми до 2-х лет), поощряйте подражание/повторение ребенком произносимых вами слов, фраз.
- Создавайте привычные, повторяющиеся для ребенка ситуации и действия. Это поможет ему запомнить дела, понять связь между ними, предметами и действиями.
- В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребенка, чтобы поддержать интерес к занятиям.
- Для обучения используйте и обыгрывайте любые ситуации, в том числе незапланированные.
- Всегда искренне хвалите и поощряйте ребенка за его действия, которых вы от него ждете, или даже за попытку этих действий.
- При общении с ребенком говорите короткими фразами, голосом разговорной громкости, с четкой артикуляцией, не торопясь и выделяя ключевые слова, фразы интонацией и повторяя их.
- Сопровождайте речь естественными жестами и мимикой для усиления эмоционального воздействия на малыша и для понимания им просьб. Причем сначала просьба, потом жест, чтобы ребенок слушал, а не ориентировался на зрение.
- Занятия лучше проводить в утреннее время, когда малыш бодр и весел.
Полезные материалы для родителей, имеющих детей с КИ
-
-
- «Занимаемся с Ушариком» (программа «Я слышу мир!», онлайн просмотр).
- Памятка для родителей по обучению детей слышать в начальный период использования кохлеарного импланта (полный текст).
- 20 правил общения и обучения, помогающих ребенку с КИ быстрее научиться слушать и говорить.
- Дневник слухопротезирования детей раннего возраста.
- Музыка и малыши с кохлеарным имплантом. Пособие для родителей.
- Книга-история «Готовим обед с мамой» Пособие для родителей.
- «Дневник для занятий с ребенком» (Medel). Материалы для обучения родителей самостоятельным занятиям с детьми, а также развитию слуха и речи у ребенка во время обычных совместных дел.
- Дневник занятий с примерами игр.
- Шкала оценки эффективности взаимодействия родителя с ребенком.
- Маленькие слушатели. Пособие для родителей.
- Книга история «Мурат идет в магазин» (Medel). Пособие для родителей.