Анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
Изучением психической деятельности животных, их перцептивных процессов, памяти, эмоций, ориентировочно-исследовательских реакций, навыков, различных форм научения, рефлексов занимается зоопсихология. Анималотерапия получает от этой науки знания о психике животных, их возможностях в осуществлении коррекционных задач.
Виды анималотерапии
Ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных.
Направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются — иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия, и др.
Функции анималотерапии (по В. А. Ясвину и С. Д. Деребо)
1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу нервной системы, психики в целом, снимает стресс.
2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными способствует гармонизации их межличностных отношений. При помощи методики «Рисунок семьи» латвийский психолог Антонова Е.В. изучала влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомов:
В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную.
В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности, тревожности и конфликтности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.
Поэтому, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку, когда в семье сложились отчужденные отношения. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Подобная совместная деятельность начинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.
3) Реабилитационная функция. Дополнительным способом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать психической и социальной ее реабилитации, являются контакты с животными и растениями. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации. Американским ученым М.Робином и его сотрудниками проводилось исследование, в котором принимали участие около 500 подростков, как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах. Результаты оказались следующими:
Высока роль общения с животными, вообще, с миром природы в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который, порой другим путем, он получить не может. Наблюдения показывают, что ребенок, заботящийся о каком-либо животном, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.
4) Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в компетентности, в успешности, выражаемая формулой «я могу». Люди очень дискомфортно ощущают себя в ситуациях, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количестве сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем благоприятнее «образ Я» и выше самооценка человека. Поэтому для подростков характерна частая смена увлечений и знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.
Дополнительным каналом удовлетворения потребности в компетентности и успешности может являться взаимодействие с миром природы, которое позволяет существенно повысить самооценку у людей, имеющих трудности в социальной адаптации.
5) Функция самореализации. Исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других показали, что одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Невозможность или трудности самореализации приводят к глубочайшему личностному кризису. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов (устраивает аквариум, лежанку для собаки или кошки, строит скворечник), он выступает в роли творца, «вершителя судеб». Тем самым, определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребенок создает «свой мир», в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».
6) Функция общения. Взаимодействие человека с животными и даже с растениями осуществляет одну из важнейших функций – функцию партнёров общения.
В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты:
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Колошникова Е. А.