Отдел ранней помощи реализует организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности Службы ранней помощи по оказанию услуг ранней помощи детям от 0 до 4-х лет и осуществлению социально-психолого-педагогической поддержки их родителей.
Основной целью Отдела является проектирование и методическое сопровождение оказания услуг ранней помощи, направленной на раннее выявление детей от рождения до четырех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей группы риска; содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержка семьи, повышение компетенции родителей (законных представителей).
Основными задачами Отдела являются:
- создание адекватных условий для реализации прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе образования, для удовлетворения реальных потребностей семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья первых четырех лет жизни, а также определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования.
- инициирование взаимодействия, выстраивание связей кооперации и координации с организациями здравоохранения, социальной защиты, учреждениями образования и неправительственными негосударственными организациями для обеспечения своевременного выявления детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и входа семьи и ребенка в систему ранней помощи.
В рамках деятельности Отдела функционирует Служба ранней помощи, услуги которой предоставляются в целях:
- улучшения функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами в семье;
- повышения компетентности родителей, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включения ребенка в среду сверстников, расширения социальных контактов ребенка и семьи;
- оказание содействия ребенку в период адаптации в образовательной организации.
Перечень услуг Службы ранней помощи:
- определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
- проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее – ИПРП).
Оказание услуг в рамках ИПРП:
- содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
- содействие развитию общения и речи ребенка;
- содействие развитию мобильности ребенка;
- содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
- содействие развитию познавательной активности ребенка;
- психологическое консультирование;
- поддержка социализации ребенка;
- проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
- проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи (далее – ИПРП);
Оказание услуг вне ИПРП:
- пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
- краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;
- консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая работа по направлениям:
- профилактика нарушений в развитии детей младенческого возраста – программа «Вы и Ваш малыш» (от 9 месяцев до 1 года);
- сенсомоторное развитие детей от 1 до 2 лет с ОВЗ – программа «Я расту»;
- развитие психоэмоциональной сферы детей 2-3 лет с ОВЗ – программа «Психоэмоциональное развитие детей раннего возраста»;
- преодоление невротических проявлений у соматически ослабленных детей 3-4 лет — программа «Веселые ступеньки»;
- профилактика задержки темпа речевого развития у детей 2-4 лет – программа «Логоритмика для малышей»;
- коррекция и развитие эмоциональной и коммуникативной сфер посредством метода куклотерапии у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ — программа «Кукольный мир»;
- индивидуальная коррекция с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде;
- коррекционно-развивающая работа с детьми с неврологическими проблемами, синдромом Дауна, ДЦП, ЗПР, УО, РАС и др. патологиями в развитии;
- преодоление задержки речевого развития детей 2- 4 лет.
Специалисты отдела:
- Комарчева Татьяна Евгеньевна – методист, педагог-психолог
- Мусилович Татьяна Анатольевна — педагог-психолог
- Мазуркевич Мария Юрьевна — педагог-психолог
- Мазанкина Ирина Петровна — учитель-логопед
- Франива Анастасия Викторовна — педагог-психолог
- Щелчкова Ольга Николаевна – учитель-дефектолог
- Маришина Елена Александровна — учитель-логопед
Здесь мы играем и занимаемся