«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется,
как бегством от собственной душевной боли…»
(Эрих Фромм)
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о проблеме детской агрессии и способах её преодоления. В настоящее время мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст агрессии явно помолодел, агрессию проявляют и малыши, к сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей.
АГРЕССИЯ – это поведение, которое причиняет вред предмету, человеку или группе людей.
Агрессия может проявляться физически (ударили) или вербально (оскорбление, шантаж, запугивание).
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования.
Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении.
Важно то, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребёнка часто может привести к аутоагрессии, т.е. вред будет наноситься самому себе или может перейти в психосоматическое расстройство.
Родителям важно научить ребёнка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
Для этого надо разобраться с основными причинами агрессивного поведения.
Выделяют три основных источника агрессивного поведения:
На формирование отношения к миру влияет много причин.
— Душевное состояние матери в период беременности и после родов. Если это состояние негативное, то и малыш наполняется теми же чувствами, в будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему. Страх и тревога, которые ребёнок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.
— Проявление родителями безусловной любви к своему ребёнку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу, в любой ситуации, если ребёнок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникло чувство доверия к окружающим.
Если же ребёнок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на всё. Он может ожесточиться, начать мстить.
— Травмирующее влияние на психику детей оказывают ссоры взрослых между собой. Когда папа с мамой часто ссорятся, у ребёнка возникает ощущение приближающейся катастрофы, даже если ссоры происходят «за закрытой дверью», он всё равно чувствует напряжённую атмосферу.
— Запрет в некоторых ситуациях ребёнку вести себя определённым образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей.
Родители должны научиться грамотно, устанавливать запреты, и, в случае необходимости, применять наказания. И важно помнить, что главной потребностью любого ребёнка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Если ребёнок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить своё чувство ненужности, поэтому постоянное нытьё детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны.
С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнётся с невниманием к его переживаниям, поэтому стоит искренне говорить ребёнку о том, что вы его любите.
— Установление личных границ. Ребёнок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости (в первую очередь от родителей) и самостоятельности. Родителям важно понимать, что дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Есть наиболее важные периоды, когда ребёнок решает эту задачу: это в 3 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит своё выражение в протестных реакциях, поэтому родители должны это учитывать и предоставить ребёнку разумную свободу и независимость. Желательно, чтобы у ребёнка была своя комната (или хотя бы уголок), он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.
Как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?
Родителям важно помнить , что агрессия – это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это ещё и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей если уметь ей управлять. И задача родителей – научить ребёнка контролировать свою агрессию и использовать её в мирных целях.
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической коррекции
дезадаптивных состояний
Колошникова Е. А.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.