Опираясь на практический опыт в области педагогики, изложенный в книге Джона М. Дрешера «В чем нуждается ваш ребенок», хотим познакомить родителей с основными методами и приемами развития дисциплины у детей.
Под словом «дисциплина» родители обычно понимают наказание, чтобы достичь послушания. Этого слишком мало. В слове „дисциплина“ содержится латинское слово «десцере», что означает указание, воспитание и образование. Дисциплина содержит полное формирование характера ребенка посредством поддержания хорошего поведения и исправления неприемлемого.
Представления о дисциплине в широком смысле этого слова помогают нам понять, что дисциплинарные воздействия можно разнообразить больше, чем мы обычно предполагаем. Дисциплина включает все, что родители говорят или делают, чтобы помочь ребенку достичь зрелости.
Дисциплина включает также, обязанность родителей ободрять и, этим самым, вместо плохого добиться хорошего поведения. Дисциплина включает как воспитание, так и ограничение, а это два необходимых жизненных принципа.
Реакция ребенка на требования родителей имеет гораздо большее значение, чем сам использованный дисциплинарный метод.
Некоторые указания, способствующие достижению дисциплины:
Различайте между привычкой и поведением, требующим наказания. Многие необдуманные и неприятные поступки могут быть исправлены только посредством постоянного предостережения в течение долгого времени, в то время как особо плохое поведение должно быть немедленно пресечено, остановлено.
Методы дисциплинарного воздействия могут быть подразделены на три группы:
1) распоряжения 2) подражание 3) воздействие
Первый метод дисциплинарного воздействия – распоряжения. Распоряжения и требования важно вводить с самого раннего детства. Требования надо предъявлять ясно и понятно. Ребенок будет всегда уважать родителей, предъявляющих требования. Нарушив их, он с большим уважением отнесется к наказанию родителей, чем к непонятному нагоняю или угрозам.
Если ребенок сломает руку, то будет больно вправить кость. Может быть, ребенок даже попросит родителей не делать этого. Решатся ли родители рискнуть и оставить ребенка искалеченным? Конечно, нет. Почему же тогда берут на себя смелость превращать ребенка в распущенного, своевольного, своенравного, наглого, невоспитанного отпрыска, не желая проводить положительного воспитания, которое вырабатывает хороший характер?
Распорядок означает — установить правила, которые следует соблюдать. Хотя правила играют важную роль, остерегайтесь чрезмерной любви. Неразумно ставить молодого человека в зависимость от родительских предписаний, когда он уже сам в состоянии принимать собственные решения. Это все равно, как если бы помочь развивающейся бабочке раскрыть кокон.
Второй метод дисциплинарного воздействия — подражание. В. Витман писал: «Ребенок каждый день продвигался вперед, и все, что он видел, становилось им самим». Ребенок всегда внимателен и восприимчив ко всему окружающему.
Он похож на поглощающую поверхность. Ребенок пытается походить на тех, кого он любит и которыми восторгается. Личность, в которую превращается ребенок, зависит от того, каких взрослых он любил и кем восторгался. Родителям не следует делать того, чего они не хотели бы видеть у своего ребенка.
Если родители надеются вырастить дисциплинированных детей, необходимо, чтобы они прежде всего, сами были примером. Десять минут совместной прогулки более ценны, чем бесполезная двухчасовая беседа. Поведение родителей воспитывает ребенка больше, чем их слова.
Собственное поведение родителей играет гораздо более важную роль, чем их речи или ограничения, которые они возлагают, так как ребенок подражает им как в хорошем, так и в плохом.
Третий метод — дисциплинарное воздействие. Это большой секрет воспитания. Если родители счастливы друг с другом и один удовлетворяет другого, то не удивительно, что этот избыток удовлетворенности способствует хорошему поведению детей.
Дисциплина и контроль не дают желаемых результатов, если им не сопутствуют приветливость, расположение, веселость.
Методы контроля никогда не играют столь важной роли, как согласие родителей и их постоянное стремление помочь ребенку. Он должен видеть добрую волю и чувствовать расположение родителей.
Дети любят улыбающиеся лица и отвечают тоже улыбкой. Постоянство в любви ведет к ровному поведению. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на своих родителей.
Материал подготовил
педагог-психолог ГБУ ППЦ
Хромова Оксана Петровна