Копилку своих дидактических игр я пополнила совершенно случайно, наткнувшись в интернете на ролик Шамиля Ахмадуллина, в нем он предлагает игру для развития навыков логического мышления. Автор использует блокнот в клетку, в котором рисует игровое поле и набор счетных материалов (различные геометрические фигуры) в качестве фишек.
Уже имея некоторый запас дидактических игр, сделанных своими руками, я решила и эту игру сделать в формате уже знакомом моим ученикам. Тем более, что сделанные из картона игры не объемны и не тяжелы, что немаловажно, при проведении занятий в разных ОО, куда их необходимо приносить с собой.
Игровое поле я сделала из картонных листов, расчертив один квадратом, который поделила 3 на 3, другой квадратом, который поделила 4 на 4 и третий квадратом, поделенным 5 на 5. Сами игровые фигуры вырезала из плотного разноцветного картона и «заламинировала» их скотчем. Первый набор фишек сделала как предложил автор: круг, квадрат, треугольник, но постепенно к ним добавились и другие геометрические фигуры.
Правила игры просты и понятны детям примерно с 6 лет. Играем в нее начиная с первого класса. На игровом поле в каждой клетке ребенку необходимо разместить по одной фигурке так, чтобы в соседних клетках «через стенку» фигуры не были бы одинаковыми. Если поле 3 на 3, то игроку выдается по 3 фигуры 3 типов (круг, треугольник, квадрат), если поле 4 на 4, то по четыре фигуры 4 типов (круг, треугольник, квадрат, пятиугольник), если поле 5 на 5, то типов фишек соответственно пять и количество их тоже 5.
В зависимости от особенностей развития логического мышления кто-то из ребят осваивает игру быстро, кто-то с трудом и ему требуются подсказки. Но во всех случаях задание цепляет детей, и они стараются его выполнить. Начинаем мы с игрового поля 3 на 3, наиболее интересно и трудно задание с полем 5 на 5. Когда принцип становится понятен детям я предлагаю им самим выбирать из набора фишек те, которыми они хотят играть. У нас даже был новогодний вариант со снежинками разных видов. Далее, если игра используется на групповом занятии, то я даю ее ребятам на скорость, т.е. кто быстрее разложит свои фишки. Более усложненным я считаю вариант, в котором задается начальное положение нескольких фигур на поле (2 или 3-х), а дети уже раскладывают остальные относительно них.
Игра действительно тренирует у ребенка логику, умение рассуждать, анализировать ситуацию, а также умение работать с плоскостным пространством. Я рекомендую ее педагогам и родителям, тем более, что особой подготовки она не требует и играть в нее можно на листе бумаги, заполняя игровое поле рисованными фигурами, тогда у ребенка появляется еще одна задача – отследить какое количество и каких фигур он использовал в игре.
Вариант игрового поля 3 на 3 с тремя типами фишек (фишки расположены правильно).
Вариант игрового поля 4 на 4 с четырьмя типами фишек (ошибка в расстановке фишек).
Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи
Е. А. Лисицына
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.