Кухня. На первый взгляд, НЕ самое лучшее место для игры. Но, где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди, перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой, добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Обращаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне? Что может получиться в результате?
— Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
— Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
— Поможем научиться терпению.
— Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
— Дадим понять, как заботимся о своей семье.
— Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
— Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
— Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.
Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«Вкусные слова».
Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром.
Вспомнить вкусные слова и угостить друг друга. По очереди называть слова и «выкладывать» на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова».
Цель: дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще.
«Помощники».
Цель: упражнять в словообразовании сложных слов.
Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль, разогревает еду, поджаривает хлеб)?
«Готовим сок».
Цель: формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Образуем слово: «Из яблок получается сок…(яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…»
«Покупки».
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания: 1. В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук) 2. Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить. 3. Что для тебя здесь самое вкусное? 4. Что самое тяжелое (легкое)? 5. Выложи только овощи (фрукты, молочные продукты, сладости).
«Раскладываем и пересчитываем».
Цель: закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов.
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов.
«Охота на цифры и буквы».
Цель: упражнять в умении различать и называть цифры (буквы), закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Обратитесь к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают? А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы? Найди предметы на кухне, которые начинаются на звук «м»?
«Выдумщик».
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Предложите ребенку придумать сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы и т.д.), если нужны ребенку подсказки помогите ему, задавая вопросы.
Педагог-психолог ГБУ «ППЦ»
Кретова Виктория Валерьевна