Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, «Рука — это инструмент всех инструментов» заключал еще Аристотель.
И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона».
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.
Взять руку ребенка в свою руку и начать чтение потешки, сопровождая текст движениями, круговыми движениями водить пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибать поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» повернуть большой палец ребенка и пощекотать его ладошку.
Распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
Это упражнение подходит детям с 7 месяцев. Дать малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать.
Насыпать песок на поднос, пальцем ребенка провести им по песку. Начинать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
В тарелку насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
Покатать карандаши между ладошками. Показать, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малышей не получается и карандаш выпадает из рук, можно сначала научиться катать карандаш по столу одной рукой, потом другой.
«Очки»: Обеими руками изобразить «колечки» – соединить большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднять руки и поднести их к глазам.
«Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставить на ребро, соединить их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка»: большие и указательные пальцы соединить – получатся колечки, одно колечко обхватывает другое – получится цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев – большой и указательный, большой и средний и т. д.
«Шарик»: все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении подуть на них, при этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
«Грабли»: выпрямить напряженные полусогнутые пальцы.
«Корзина»: соединить пальцы в замок, локти раздвинуть, соединенные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку);
«Птенчики в гнезде»: обхватить левой ладонью все пальчики правой руки и ими пошевелить.
Можно придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и узнаваемы.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Внимание!
Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!
Учитель-логопед
Каликова Г.А.