Очень часто родителям хочется, чтобы младший школьник выполнял домашние задания самостоятельно, без их вмешательства. Однако, процесс это не быстрый, и очень важно провести хорошую предварительную работу, чтобы ребенок как можно бытсрее перешёл к самостоятельности.
Как это сделать? Какие правила необходимо соблюсти взрослому?
Прежде всего, надо заинтересовать ребёнка учёбой, на первых порах постараться превратить выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность. Для этого можно подключать элементы соревнования, придуманной вами вместе с ребёнком игры, стимулирования.
Помните, что правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.
Составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение. Важно, чтобы ребенок понял, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.
Отслеживайте, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.
Учите ребенка готовить рабочее место, на столе не должно быть игрушек, сразу всех учебников. Приготовьте лишь нужные для подготовки к данному уроку учебник, тетрадь, дополнительные материалы.
Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, постарайтесь оградить от лишнего шума.
Оговорите с ребёнком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.
Учите делать небольшие перерывы (через 15 минут для первоклассника и второклассника, через 25 – для более старших детей), во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.
Подскажите ребёнку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному. Приучайте к тому, что сначала надо повторить или выучить правило, а потом сделать письменное упражнение.
Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности: не сидите рядом с ним постоянно, не спешите давать ему готовый ответ (лучше подскажите, где его найти).
Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, а тем более исправлять. Пусть школьник попробует найти ошибку сам (вы можете подсказать, на какой строчке она находится).
Хорошо подумайте, целесообразно ли заставлять ребенка выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Школьник переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом.
Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи маленькому ученику.
Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку нравится в школе, какие предметы он любит, с кем он дружит.
Если вы научите ребёнка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.
Педагог-психолог отдела
психолого-педагогической помощи
И. М. Горунова