Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно.
— Для малышей: стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.).
— Для детей постарше: называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце — длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти?
— Задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике.
(с 2-3 лет до 7 лет)
— «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?».
— Если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: ««Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?».
— Ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» — «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому.
— При одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки).
— Накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла).
— «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?».
— «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.
— Игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли).
— Сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…).
— Совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…).
— Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения.
— Затем: активное ползание по дому, ходьба, ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений…
— Для детей постарше: велосипед, коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д.
— Используйте тряпочные куклы, куклы на верёвочках, куклы на руку и все что под рукой.
— С 2 лет можно использовать любые тематические наборы мелких фигурок.
— В 3 года — фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок.
— В 5 лет — фигурки персонажей волшебных сказок.
Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам.
— Игра «Назови только зелёное»
— Игра «Назови ласково» (стул-стульчик, дом-домик…)
— Игра «Скажи наоборот» (большой-маленький, высокий-низкий…)
— Игра «Какой первый звук в слове ты слышишь» и др.
— Обязательно установите режим дня, включите в него часы активной работы, активного отдыха, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.д.
— Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения.
-Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.).
Данные приемы направлены:
— на обогащение словарного запаса ребенка
— на накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов)
— ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова
— стимулировать активную речь ребенка
— развитие связной речи
— развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение
— развитие умения вести диалог.
Важно родителям помнить:
— начните с 1- 2 — 3 способов, используя их постоянно, добавьте к ним еще 2 способа и так далее;
— постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша;
— при задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях: нельзя «прыгать» от одного способа к другому, здесь нужно постоянство и система в применении;
— идите маленькими шажками;
— начинайте с комментирования в ходе всего дня и договаривания фраз, а потом присоединяйте другие способы;
— однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать.
Надеемся, что у Вас получится почерпнуть для себя несколько новых идей.
Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами.
И всё получится!
учитель-логопед
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Мазанкина Ирина Петровна