Когда родители узнают от врача в роддоме, больнице или детской поликлинике, что их малыш не такой, как все их нередко охватывает отчаяние: как учить, лечить, воспитывать этого кроху? Да, сегодня все слышали, что с детьми, имеющими нарушения в развитии, можно и нужно заниматься, но куда обратиться за помощью и поддержкой?
Наиболее часто задаваемый родителями вопрос, почему же начинать занятия нужно так рано? Не лучше ли подождать пока малыш подрастет, окрепнет?
Ответ: в первый год жизни и, особенно в первые полгода мозг младенца запрограммирован на интенсивное развитие. Именно в этот период закладывается основы речи, формируются первые двигательные навыки, развивается зрение и слух. В течение всей последующей жизни мозг больше никогда не будет столь активно и бурно расти и развиваться. И если в это время, пока больной ребенок по своему опыту почти ничем не отличается от здорового, начать заниматься, очень многих проблем можно избежать. Маленький ребенок обладает колоссальными способностями для восстановления и развития, но сам он эти возможности реализовать не может. Ему необходима помощь взрослого: грамотного специалиста и близкого взрослого, обладающего необходимыми знаниями и навыками.
В 2010 году на базе «Психолого-педагогического центра» был создан Отдел ранней помощи, главной задачей которого является психологическая и профессиональная поддержка семье, обеспечение родителей необходимой информацией о возможностях ребенка, обучение их умению наблюдать и понимать поведение малыша, постепенно, шаг за шагом, вводя его в жизнь семьи, ближайшего окружения и социум.
Специалисты Отдела ранней помощи начинают работать с детьми в возрасте от 8 месяцев до 4-х лет, которые посещают вместе с мамами специальные занятия у психолога, логопеда или дефектолога. Каждый ребенок индивидуален и нуждается в индивидуальной, ориентированной именно на него помощи. Чем раньше начнется помощь проблемному ребенку, тем эффективнее будет психологический и эмоциональный результат.
Подготовка индивидуального маршрута развития – одна из главных задач специалистов ранней помощи. Ведь многие малыши с особенностями развития к 4 годам могут быть не готовы оставаться без родителей и взаимодействовать со своими сверстниками, такие малыши нуждаются в дополнительной поддержке психологов, логопедов и дефектологов, а кто-то к 2-3 годам практически полностью выправляется и готов посещать обычный детский сад.
Равноправными партнерами педагогов являются медицинские специалисты (педиатры, неврологи, психиатры), те, кто по долгу службы первые замечают, что с ребенком не все благополучно. С того момента, как медицинские работники определили проблему и поставили диагноз, к работе подключаются специалисты службы ранней помощи. Тогда, когда знания всех специалистов соединяются, можно получить хороший эффект в развитии ребенка. Другими словами, семьи с детьми получают комплексную помощь нескольких специалистов в одном месте. Разработка индивидуальной программы развития происходит коллегиально, каждый специалист отвечает за определенную сферу:
В службе ранней помощи все специалисты работают единой командой. Мы осуществляем междисциплинарный подход. Кроме того, особенность в том, что специалисты работают главным образом с родителями, так как только они каждый день находятся с ребенком дома и могут активно применять все то, чему научат их специалисты в ходе консультаций и занятий. Родители — активные члены команды специалистов, на всех занятиях присутствие их обязательно.
В Отдел ранней помощи может обратиться любая семья с ребенком с особенностями в развитии до 4-х лет, в том числе с детьми-инвалидам и/или риском развития нарушений.
Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Таким образом, наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
В качестве иллюстрации хотим привести выдержки из отзывов наших родителей:
В свою очередь мы очень благодарны нашим детям и родителям
за взаимопонимание и радость общения!
Комарчева Татьяна Евгеньевна
методист, педагог-психолог
Отдела ранней помощи