Рекомендации для родителей
В каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации.
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезвычайно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает что-либо. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.
Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
- Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
- Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но идля всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
- Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений)выполненное задание.
- Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, неотвлекаясь.
- Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь тридня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотретьтелевизор на 30 минут дольше».
- Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
- Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить сним в более мягкой форме.
- Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
- Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
- Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
- Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
- Помните, что Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Старайтесь совместно решать возникающие трудности.
- Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.
- Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям и возрасту.
- Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
- Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
- Вызывающее поведение гиперактивного ребенка на уроках и переменах – его способ привлечь внимание к себе, поэтому ему необходимо изыскивать возможности уделять ему больше времени, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах и другим социальным навыкам.
- Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
- Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
- Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка!
- Не забывайте о том, что такому ребенку необходимо давать больше возможности расходовать избыточную энергию, поэтому нужно создавать для этого оптимальные условия.
- Школа должна помочь ребенку воспитывать у себя интерес к какому-нибудь занятию, так как ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «знатоком». Задача учителей и педагогов дополнительного образования найти те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «базой» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где имеются значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
- Гиперактивный ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале например, при написании реферата или сочинения, подготовки сообщения перед аудиторией или доклада по предмету.
Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи
Топченко Е.В.