Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ.
Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.
Самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.
Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».
Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов отвечают:
«Нет, особенно не замечаю»,
«Не хотят они никакой самостоятельности»,
На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься». Одновременно с этим взрослые часто сетуют, что школьники несамостоятельны:«Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».
Рассмотрим этапы развития самостоятельности:
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.
Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. Крик уничтожает все результаты воспитания и рождается основание для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?
Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.
Педагог-психолог
отела психолого-педагогической помощи
Кретова В.В.