Ребенок в своем развитии проходит несколько возрастных этапов. Переход с одного этапа возрастного развития на последующий, сопровождается кризисом. Известно, что возрастные кризисы, или кризисы развития закономерны и обязательны, являются «качественными сдвигами в развитии». И связаны они с формированием нового уровня развития ребенка и как следствие, кардинальным изменением привычной социальной ситуации. Кризисы являются непродолжительными «острыми периодами» развития, зачастую сопровождаются внешними негативными проявлениями.
Если родители и другие значимые взрослые учитывают происходящие в ребёнке изменения и в соответствии с ними строят взаимоотношения,
то протекание кризиса в значительной мере смягчается.
Один ярких кризисных периодов детства – кризис 3-х лет (может начаться раньше, в 2,5 года).
Основными «индикаторами» кризиса трех лет являются появление в поведении ребенка не свойственных ему ранее качеств
Родителям детей, переживающих кризис трех лет, очень важно выработать общую правильную линию поведения в семье, которая способствовала бы благополучному развитию ребенка и успешному его переходу на новый возрастной этап.
Поддерживайте самостоятельность малыша
Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Например, сын, пыхтя, забирается на велосипед, и так хочется ему помочь. Но малыш не оценит помощь, и скорее всего, будет ее отвергать и сопротивляться).
Переключайте внимание ребёнка
При вспышках упрямства, гнева у малыша попробуйте отвлечь его внимание на что-нибудь нейтральное. Если ребенок сильно злится или, более того, впадает в истерику, отложите объяснения до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же нужно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
Придерживайтесь постоянства правил и запретов
Помните, что ребёнок как бы испытывает Ваш характер, проверяя несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту, сквернословить и т. п.). Но запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
Контролируйте собственное поведение
Ребёнок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама (папа) часто проявляет излишнюю эмоциональность или несдержанность, то дочь (сын), скорее всего, будет вести себя так же).
Играйте с ребёнком
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте. Посадите игрушечного мишку за стол и предложите его покормить. При этом скажите, что мишка хочет кушать по очереди – ложку ему, ложку малышу. Таким образом, можно обыграть аналогичные ситуации, складывающиеся при поездке в машине, во время умывания, одевания и др.
Разговаривайте и договаривайтесь с малышом
Чтобы малыш нормально развивался, следует подчеркивать, что он уже большой, не надо с ним «сюсюкаться». Разговаривайте с ребенком, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Главное – любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже упрямый и капризный. Это самая необходимая установка для родителей в этот период.
Если этот период затягивается или ребенок переживает его слишком бурно, проконсультируйтесь с педагогом-психологом о том, как поддержать ребенка, как правильно себя с ним вести.