В основе проекта – практики развития и саморазвития личности, которые реализовывались через форму инновационной площадки Мастерская саморазвития и жизнестойкости подростков.
Социальный проект проводился с подростками 11-16 лет, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации. На этапе онлайн-диагностики участие приняли подростки разных регионов Российской Федерации (Москва, Самара, Сызрань, Казань, Тольятти). Для проведения опроса анкета была размещена на сайте ГБУ «Психолого-педагогический центр». Очный этап социального проекта проходил на базе ГБУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти (в Автозаводском районе по адресу: Воскресенская, 1). Период проведения социального проекта – 15.12.2019 г. – 28.02.2020 г. Выбор проекта был обусловлен особенностями подросткового возраста и непростой социально-экономической ситуацией, в которой находятся семьи и подростки в условиях моногорода.
Современные подростки находятся и развиваются в новых реалиях стремительно изменяющегося мира, жизни в условиях ее неопределенности и изменчивости. Одновременно с этим, сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, не обладая в силу возраста жизненным опытом и жизнестойкостью, теряются и не могут применить даже усвоенные в привычных ситуациях знания и умения.
Жизнестойкость ограждает личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Психологическая устойчивость подростка непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) представляет собой ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно привычным для себя образом, что обусловливает появление переживаний тревоги, затруднения в прогнозировании и сложности принятия решения, требует мобилизации как собственных, так и внешних ресурсов.
Участие в реализации проекта принимали специалисты ГБУ «ППЦ»: автор проекта Костакова Ирина, педагоги-психологи Кабирова Зоя и Пальчук Олег, программист Кирилин Дмитрий, директор по развитию ООО «Лайт СВ» Токарева Светлана.
Костакова Ирина является автором, руководителем и основным участником реализации проекта. Личный вклад в реализацию проекта: разработала онлайн-анкету для проведения психодиагностики; разработала, организовала и провела программу основных мероприятий лабораторий «Мастерской саморазвития и жизнестойкости подростков»; собрала и обработала результаты на начальном и итоговом этапе психодиагностики; провела статистический анализ эффективности заявленной программы и сделала выводы об ее результативности; подготовила к публикации материалы в СМИ (городской журнал «Город», сайты учреждений образования и группы ВКонтаке, Город).
С помощью анонимного онлайн-анкетирования подростков (n=102) нами определены виды ТЖС, особенности их переживания, способы совладания и трудности в их решении. На первое место у подростков вышли ситуации утраты близкого человека, далее следуют конфликты в семье и межличностные проблемы с друзьями, а также плохое материальное положение, бедность и долги семьи по кредитам. При реализации проекта были созданы условия для целенаправленного и комплексного саморазвития подростков. Мастерская саморазвития и жизнестойкости подростков включала направления деятельности четырех лабораторий.
Лаборатория Самопознания способствовала получению опыта самоисследования подростков, осознание своих индивидуально-психологических особенностей, сильных сторон личности и барьеров саморазвития. Лаборатория Саморегуляции была направлена на формирование способности к самоуправлению эмоциональными состояниями, поведением и деятельностью. Дискуссионный клуб на основе отбора и обсуждения биографических образцов литературного, кинематографического искусства, реальных жизненных ситуаций, сформировал представления о роли личности и поступка в разрешении ТЖС. Социально-психологический театр дал подросткам возможность опробовать способы жизненного поведения в трудных ситуациях через драматическую импровизацию и ролевую игру, получить первичный опыт поведения в трудных ситуациях.
Эмпирические результаты реализации проекта говорят о положительной динамике показателей жизнестойкости у подростков, таких как рост уверенности в себе, позитивно-деятельностное отношение к собственной жизни, ответственность, как в выборе жизненного пути, так и за происходящее с ними в трудных ситуациях. Подростки стали считать, что все, что происходит в их жизни, в том числе трудные ситуации способствуют саморазвитию, формированию уникального опыта. Они научились применять приемы саморегуляции, способы решения проблемы, умения получать информационную поддержку, взаимопомощи в собственном коллективе, планировать конкретные действия с учетом объективных условий ситуации.
Отзывы подростков об участии в проекте: «Было полезно узнать и научиться, как выйти из трудной жизненной ситуации» и др.