Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.
Первая причина – борьба за внимание
Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки
Воспитывать детей необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребёнок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребёнка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно, зато оно своё, а это главное.
Третья причина – желание отомстить
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать развелась с отцом, и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности всё те же протесты, непослушание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо»!
Четвёртая причина – потеря веры в собственный успех
Подобное происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт критики и неудач в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, всё равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне всё равно», «И пусть плохой», «И буду плохой».
7 шагов к послушанию
1 шаг. Пристройка. Если ребенок пока вас не слушает, вы должны приспособиться к тем действиям, которые он проделывает. Ваша задача на данном этапе направить его активность в правильное русло. Например, когда ребенок бегает, вы должны крикнуть: «Беги быстрее, молодец!», тогда он с радостью увеличит скорость.
2 шаг. Приручение. Научите ребенка приходить, когда его зовут. Ваш малыш любит есть яблочки или грызть печенье: сделайте так, чтобы он мог получить эти лакомства только через вас. Теперь не ждите, когда ребенок попросит их, а сами предложите. Например, так: «Кто хочет вкусное яблочко, тот быстро бежит к маме!», « У меня есть свежее печенье. Кто хочет попробовать?». Радостные дети прибегают к маме и получают одобрение с ее стороны, а также любимое лакомство. Хвалите ребенка всегда, когда он приходит к вам, это важно для того, чтобы выработать привычку делать то, что вы ему говорите. Если у вас есть время поиграть с малышом, то вы также можете использовать приручение. «У мамы есть 10 минут, беги ко мне, и мы поиграем».
3 шаг. Игнорирование капризов. Дети всегда испытывают родителей на прочность с помощью капризов и истерик, поэтому ваша задача – не поддаваться на провокации и научиться спокойно заниматься своими делами, если ваш малыш «закатил концерт».
Так, например, если вы опаздываете в поликлинику, а малыш просит вас поиграть с ним, вы должны твердо сказать: «Это важно. Я сейчас очень занята, мы поиграет попозже.» Ребенка нужно приучать к слову «важно», но делайте это только в том случае, когда вы действительно имеете более значимые дела, а также полностью уверены в своей правоте в данной ситуации и можете заручиться поддержкой других взрослых.
4 шаг. Требования. Когда ваш ребенок созреет, это касается того, что он приходит, когда вы его зовете, не устраивает истерик и может сделать то, о чем вы его попросили. Значит, пора переходить к следующему шагу – требованиям, которые в отличие от просьб являются жесткими и обязательными. Если вы уверенны, что ваш малыш может что-то сделать самостоятельно, тогда начинайте требовать это от него. Но помните, что все взрослые в вашей семье должны одобрять вашу методику, особенно это касается любимых бабушек, которые часто имеют другую точку зрения.
5 шаг. Обязанности. Ваш ребенок справился с разовыми требованиями, теперь нужно заняться обязанностями, которые носят постоянный характер. Наравне с мамой и папой ваш сын или дочь получают ряд дел, с которыми вполне могут справиться. Не нагружайте ребенка большим количеством обязанностей, начните с того, что ему больше всего нравиться. Сначала вам придется постоянно напоминать ребенку об его обязанностях, но вскоре он будет способен не только исполнять, но и помнить о своих делах.
6 шаг. Самостоятельность. Если ребенок знает свои повседневные обязанности, время давать ему более сложные задания. Это не просто собрать свои вещи, а например, помочь бабушке, маме, папе. Сначала ребенок будет нуждаться в вашей помощи, но затем он сможет делать все самостоятельно. Двигайтесь всегда от простого к сложному, от подробных подсказок к подсказкам общего плана, постепенно расширяя круг возможностей вашего ребенка.
7 шаг. Ответственность. Самый последний шаг – это ответственность, когда за свои действия и решения ребенок должен реально отвечать. Вы поручаете своему сыну или дочке ответственное дело, за которое в случае ошибки они расплачиваются перед вами или другими людьми. Ребенок должен осознавать цену ошибки и уметь продумать все так, чтобы эту ошибку исправить или не допустить.
Умные любящие родители всегда стараются воспитать развитых, добрых, жизнерадостных детей, а также, немаловажно, – послушных. Ведь ребенок не рождается с четкими жизненными принципами, лишь в процессе правильного воспитания родители получают позитивный результат.
Комарчева Т.Е.
методист, педагог-психолог
Отдела ранней помощи