15 мая 2019 г. состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями центральных ПМПК с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Мероприятие проводилось на базе факультета гуманитарных и социальных наук ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов. В ходе семинара регионам была передана для использования в работе автоматизированная информационная система «АИС ПМПК».
Таким образом, с 1 сентября 2019 г. в соответствии с Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2019 г. №ТС-1371/07 и письмом Министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2018 г. № МО-16-09-01/812-ТУ во всех ПМПК Российской Федерации и ПМПК Самарской области начат переход на «Автоматизированную информационную систему «ПМПК» (АИС-ПМПК), с помощью которой будут формироваться заключения ПМПК.
Целью использования единой автоматизированной системы ПМПК является унификация заключений психолого-медико-педагогических комиссий на всей территории Российской Федерации, единая форма и содержание рекомендаций в соответствии с образовательными стандартами НОО ОВЗ и УО и нарушениями обучающихся (воспитанников).
Несмотря на технические сложности установки программного обеспечения АИС-ПМПК и апробации программного продукта, специалисты ПМПК ГБУ «Психолого-педагогического центра» г.о.Тольятти перейдет на «электронные» выписки частично — с ноября 2019 г., и полностью – с 2020 г.
Главной особенностью электронного варианта заключения ПМПК является полное отсутствие диагнозов, описания нарушений и особенностей (развития, обучения, поведения и т.п.).
Определение характера нарушения станет возможно только по рекомендуемой программе обучения и направлениям коррекционной деятельности специалистов сопровождения (логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога).
Частой рекомендацией электронного заключения является тьюторское сопровождение. Важно понимать, что под этой рекомендацией подразумевается не отдельный человек с педагогическим образованием, помогающий осваивать образовательную программу, а вся образовательная организация, которую посещает ребенок, будет осуществлять общее тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Также особенностью нового формата заключений ПМПК является определение повторных сроков комиссии только при переходе с одного уровня обучения на другой (с дошкольного уровня образования – в начальное, из начального общего образования – на уровень основного общего образования и т.д.), отсутствие четких сроков действия заключения. Таким образом, определение необходимости повторного прохождения ПМПК при положительной или отрицательной динамике развития ребенка возлагается на ППк(консилиум) образовательной организации, полномочия и роль которых в связи с этим возрастают и регулируются новым Распоряжением Министерства просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации от 09.09.2019 г. №Р-93.
Ссылка на сайт ФРЦ ПМПК: https://pmpkrf.ru/
Новости (по АИС ПМПК: https://pmpkrf.ru/v-regiony-peredana-ais-pmpk/
Зав.ПМПК ГБУ «ППЦ»
Садыхова И.А.
Октябрь 2019 г.