«…. Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало
времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. —
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи
готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы
друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у
тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там,
поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись
немножко ближе…»
А. С-Экзюпери
Приведенные эпиграфом строчки одной из самых знаменитых в мире сказок, ни в каких комментариях не нуждаются. Но ни один словарь не сможет лучше объяснить понятия «дружба».
Первая настоящая дружба между подростками — это сложное, а порой и противоречивое чувство. Она бывает очень близкой и самозабвенной. На какое-то время лучший друг становится главным человеком в жизни — самым большим авторитетом и вообще, центром Вселенной. И такая детская дружба, безусловно, может очень беспокоит родителей.
Итак, у ребенка появилась первая хорошая дружба, и папа с мамой оказались «на берегу». Не всем родителям удается пережить этот период спокойно. Многих одолевают следующие чувства:
— ревность;
— беспокойство за ребенка;
— мысль о том, что детская дружба — пустая трата времени и др.
Но, на самом деле это очень важная составляющая часть жизни ребенка.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников — какими их видят другие.
Любой подросток мечтает о лучшем друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять на все сто, как самому себе, который будет предан.
И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.
Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником. И чем отрицательнее вы отнесетесь к выбору вашего ребенка, тем категоричнее будет он это право отстаивать. Он не потерпит никаких обсуждений и комментариев по поводу друга.
Дружба носит избирательный характер, и подростки очень оберегают эти отношения. Но подростковому возрасту свойственен максимализм. Они все видят очень контрастно, их суждения бывают излишне резки и категоричны.
У каждого ребенка свое представление о том, каким должен быть друг (чаще всего это внешнее, поверхностное видение). И если реальное поведение хоть в чем-то уступает идеалу, то этот сверстник быстро переходит в другой лагерь.
Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и дети соседей по лестничной площадке.
Вот когда родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители, и может влиять на его поведение и отношения с другими. Именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться.
Почему подростки так стремятся в группы? При всей их индивидуальности и желании утвердить себя подросткам требуется чувствовать рядом плечо, быть кому-то нужными. Группа — это сила, это друзья.
И чтобы подчеркнуть свою принадлежность, причастность к определенной компании, ее члены начинают носить одежду одного стиля, вырабатывают свою систему тайных знаков, включают в свою речь определенные сленговые слова и т.д.
Это подчеркивает малую дистанцию между членами группы, их близкие отношения. Самое трудное в отрочестве — чувство ненужности. Оставшись один, подросток начинает испытывать тревогу и растерянность. Такая потребность в группе выражает страх перед одиночеством.
Безусловно, подросткам жизненно важно общение со сверстниками. Но, самое главное, помните, что, невзирая на то, что подростки демонстративно отделяются от взрослых, стараясь показать собственную самостоятельность и «взрослость», им, как и прежде, нужны границы и поддержка. Именно ваша поддержка — родительская, а не дружеская.
Составитель:
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Е. В. Попкова