При поступлении первоклассника в школу, он попадает в совершенно иные условия жизнедеятельности, нежели те, что были у него ранее. Как правило, это время наполнено яркими переживаниями всех членов семьи, это и тревоги, и надежды, и предвкушение чего-то нового.
Переход ребенка к школьному обучению начинает качественно новый этап в жизни ребенка. Многое меняется в жизни первоклассника, его отношение к сверстникам, взрослым, самому себе и своей деятельности.
Специалисты определяют процесс адаптации как привыкание ребенка к новым условиям жизни, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика». Школьное обучение перед ребенком ставит ряд достаточно сложных задач, он должен, прежде всего, овладеть учебными умениями и навыками, принять правила и нормы поведения в школе, стать частью коллектива сверстников, приспособиться к новому режиму и непривычным условиям получения знаний. В жизни ребенка этот период очень значим, его сложно переоценить, ведь от того, как пройдет вхождение в новую жизненную ситуацию, во многом будет зависеть успешность дальнейшей учебной деятельности, комфортное самочувствие в школе и его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и сверстниками.
Традиционно процесс привыкания делится на две составляющие: физическая и психологическая адаптация.
На изменяющиеся условия жизни организм ребенка реагирует, мобилизацией всех своих сил, нередко детьми тратится большая часть ресурсов организма, ослабляя его. Именно этим медики объясняют тот факт, что в начале обучения первоклассники часто болеют.
Наиболее актуальной проблема адаптации детей к обучению в школе стала с введением новых стандартов образования. В новых образовательных стандартах здоровье учеников впервые определили в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление их здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Как показывает практика, многие родители часто недооценивают сложность периода именно физиологической адаптации первоклассников. А между тем, по мнению медиков, именно физическое неблагополучие проявляется наиболее часто. Так у некоторых детей в начале обучения отмечается значительное снижение массы тела, у кого-то из первоклассников впервые диагностируется вегетососудистая дистония (признак утомления или переутомления организма). У части детей в это время нередко появляются жалобы на недомогание: сонливость, усталость, головные боли, боли в животе и другие. В поведении маркерами трудностей адаптации и переутомления организма детей могут стать неспособность контролировать свое поведение и эмоциональное состоянии. Как следствие у первоклассников могут проявляться слезливость, истеричность, излишняя активность или наоборот апатия к происходящему, нарушение сна. Особенно в первые месяцы обучения родителям необходимо внимательно следить за эмоциональным и физическим состоянием ребенка, и при первых признаках утомления или переутомления корректировать внешкольную нагрузку, контролировать соблюдение режима сна и отдыха ребенка.
Процесс приспособления личности к взаимодействию с новым коллективом относится к социально-психологической адаптации, успешность которой не менее важна, чем физиологическое приспособление организма к новым условиям существования. С приходом в школу у ребенка появляется совершенно новая социальная роль, которой ранее в его жизни не было, он становится учеником. С этим связана переоценка ценностей, которая происходит в этот момент жизни у ребенка, то, что раньше имело для него решающее значение, становится второстепенным, а что имеет отношение к школе, приобретает особую значимость.
Педагогу в социально-психологической адаптации первоклассников отводится ведущая роль. Основной целью педагога в этот момент является создание психологически безопасного пространства, с доброжелательной атмосферой общения и взаимодействия в классе, где каждый ученик может высказать свою точку зрения, прояснить непонятное для себя. Не маловажно также научить детей слышать и принимать мнение одноклассников, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Создание психологически безопасного пространства способствует снятию тревожности и напряжения у учащихся, которые отмечаются у большинства первоклассников на первом году обучения в школе.
Родители тоже могут оказать своему ребенку посильную помощь в прохождении этапа адаптации к школьной жизни. Основная помощь родителей заключается, прежде всего, в необходимой ребенку поддержке, проработке правил поведения в классе, организации окружающего пространства, где при ненавязчивом контроле взрослого возможна максимальная самостоятельность действий. Взрослый может помочь ребенку с организацией режима дня, обустройством рабочего места, места для игры, в подготовке одежды, портфеля к завтрашнему дню, в выполнении домашних заданий, важно делать это с ребенком, но не вместо него.
Искренняя заинтересованность родителей в учебных делах ребенка, поддержка в стремлении стать успешным, серьезное отношение к первым достижениям и возможным трудностям, все это помогает первокласснику убедиться, что его новая деятельность действительно важна и значима не только для него, но и для окружающих и требует самого серьезного к ней отношения.
Быстрее приспособиться к школьному распорядку, поможет знакомство и обсуждение с ребенком правил и норм, по которым ему предстоит жить ближайшие годы. А объяснение необходимости их выполнения и возможных последствий невыполнения, поможет выстроить взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Школьнику, который только начал обучение, не помешает понимание того, у всех есть право на ошибку, он должен знать, не все и всегда получается с первого раза, тогда столкнувшись с первыми трудностями, он не потеряет интерес к учению и уверенность в себе.
Взрослым, которые находятся рядом с первоклассником очень важно быть внимательными к тем трудностям, которые возникают в процессе овладения навыками обучения, особенно если они повторяются и трудно преодолеваются. Именно они могут быть сигналом того, что у ребенка, не все благополучно со здоровьем, или в недостаточной мере развиты необходимые процессы и функции. Самостоятельно с такими трудностями ребенок не справится, и ему потребуется помощь взрослых (родителей, педагогов, врачей). Например, если у первоклассника, есть проблемы, логопедического характера, необходимо справиться с ними до школы или на первом году обучения, чтобы в дальнейшем ребенок из-за них не оказался в числе неуспевающих учеников.
Родителям крайне важно быть внимательными и замечать мельчайшие изменения, которые происходят с ребенком в течение первого года обучения. Если вдруг, в жизни ребенка что-то начинает вызывать беспокойство, целесообразно обратиться за консультацией к специалисту, это поможет выявить и вовремя устранить многие трудности, мешающие успешному обучению.
В школе в жизни ребенка появляется новый взрослый человек более значимый для него, чем родители – это учитель. Родителям очень важно, для спокойствия и психологического комфорта ребенка поддерживать авторитет педагога, значимость его мнения в его глазах, а не конкурировать с учителем. Как никому первоклассникам необходима поддержка взрослого в желании добиться успеха. Даже если не все получается так хорошо, как хотелось, в каждой работе обязательно надо находить то, за что можно было бы его похвалить. Заслуженная похвала и поддержка не только способствуют интересу и мотивации к обучению, но и укрепляет уверенность у ребенка в своих силах. Ведь известно, для того, чтобы из ребенка вырос гармоничный и уверенный в себе человек, обязательно нужно его хвалить. Важно оставаться для своего ребенка любящим родителем, поддерживать, не критиковать сверх меры за промахи и отметки. От постоянных упреков и замечаний ребенок может потерять не только интерес к учению, но и веру в себя, и свои силы.
Утверждать, что процесс адаптации к обучению в школе прошел успешно можно, если первоклассник выработал адекватное ситуации поведение, установил желаемые контакты с окружающими детьми и взрослыми, а так же сформировал навыки необходимые для успешного обучения.
Педагоги-психологи
отдела психолого-педагогической помощи
Волкова Т. А. Еремина О. В.