Есть несколько видов детской лжи:
Есть несколько способов солгать:
Мотивы детской лжи разнообразны и с возрастом они изменяются.
Каждому возрастному периоду характерны свои мотивы и причины лжи:
избежание наказания,
сокрытие своей вины,
выражение своей враждебности к родителям,
стремление добиться похвалы со стороны взрослых.
защита товарищей,
повышение своего социального статуса,
желание не создавать неловкой ситуации,
стремление к самоутверждению,
страх унижения или избежание стыда,
ради проверки собственной силы.
Слово «ложь» на разных возрастных этапах дети понимают по-разному.
До восьмилетнего возраста дети считают ложью любое ложное утверждение, независимо от того, знал ли говоривший о том, что его слова не соответствуют истине.
Дети 12 лет не расценивают ложь как безусловное зло. Ложь зависит от обстоятельств.
По мере того как дети становятся старше, они не только приобретают навыки успешно обманывать других, но и учатся распознавать, когда обманывают их.
Следует отличать детскую ложь и фантазирование. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
Дети могут фантазировать потому что:
Ложь – серьёзная проблема в жизни любой семьи.
Что же делать, если ребёнок лжёт?
Здесь родители сталкиваются с реальными трудностями в воспитании детей.
Анализ мотивов, побуждающих ребёнка лгать, позволит родителям лучше понять ребёнка, помочь ему стать правдивее.
На проявление лжи у детей большое влияние оказывают родители и лица, имеющие авторитет.
Совет родителям, как бороться с проявлениями детской лжи?
Первое — навсегда отказаться от физических наказаний. Доказано, что дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, лгут чаще других. И это объяснимо — в ребенке просто включается инстинкт самосохранения, а в дальнейшем он приспосабливается извлекать для себя выгоду из обмана.
Второе — не лгать самим. Любые рассуждения о морали, честности и «хорошем » поведении разбиваются о личный пример, который ребенок видит перед глазами.
Третье — не провоцировать ребенка на ложь. Это очень важно. Зачастую взрослые сами приучают ребенка лгать вечными допросами и нравоучениями. «Не ты разбил эту вещь? А кто же? Я заставлю тебя признаться!», «Не ты ли ходил туда, куда я тебе запрещала? Нет? А я по глазам вижу что ходил!» и т.п. Это такая своеобразная психологическая игра , которая некоторым, вероятно, доставляет даже некое удовольствие. Не стоит. Лучше говорить прямо. «У тебя какая-то неудача. Надо обсудить, почему так», «Ты это сделал, понятно. В следующий раз будь внимательнее», «Я знаю, что все было не так, как ты говоришь. Надо делать так-то и так-то, чтобы вышло хорошо». Если ребенок лжет во спасение, например, защищая товарища, не стоит его поощрять, но вполне можно сказать фразу: «Я тебя понимаю». Если ребенок лжет чтобы добиться цели, жульничает, стоит напомнить ему: тот, кто не играет по правилам, в конечном счете может оказаться вне игры. Психологи считают, что урок прямодушия от взрослых может оказаться самым важным уроком.
Педагог-психолог ГБОУ «ППЦ»
Топченко Е.В.