Двадцатый век поставил нас перед сложной проблемой – СПИД. Начавшись в 1981 году с нескольких случаев, уже через год болезнь была зарегистрирована в 16 странах мира у 711 человек. Ровно через 5 лет в 113 странах выявлено 72,5 тысячи ВИЧ-инфицированных. В настоящее время количество людей, живущих с ВИЧ, составляет 39,5 миллиона.
Ежедневно вирусом иммунодефицита человека заражается около 16 тысяч человек. В России общее число ВИЧ-инфицированных, документально зарегистрированных с начала эпидемии, составляет почти 350000. Однако официальные данные учитывают только людей, имеющих непосредственный контакт с российской системой регистрации ВИЧ. Действительное число людей оценивается от 560 тыс. до 1,6 млн. По оценкам ООН, в России в настоящее время, от СПИДа ежегодно погибают 75 000 человек (это означает более 200 каждый день или более восьми человек каждый час).
Таким образом, в стране наблюдается ухудшение эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции. Сохраняется высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией и не снижаются темпы прироста новых случаев заражения, увеличивается общее число и число смертей ВИЧ-инфицированных, активизировался выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию.
К сожалению, не явилась исключением и Самарская область. В силу не ясных факторов наша область значительно обогнала другие регионы России по количеству инфицированных. На 1 октября 2013 г. среди жителей Самарской области зарегистрировано за все время наблюдения больных ВИЧ-инфекцией — 52 774 человек, из них (цифра в скобках — прибавка за последний месяц): г. Самара — 19 469 (+79), г. Тольятти — 18 866 (+28). Это третья часть от числа всех пациентов с ВИЧ в ПФО и второе место в целом по России. Показатели региона в три раза превышают среднероссийские. Ежегодно в Самарской области выявляют более 5 тыс. вновь инфицированных. ВИЧ обнаружен у 1,5% населения области. Мы приближаемся к опасной черте 2%, после чего остановить распространение инфекции будет крайне сложно. 75% ВИЧ — инфицированных Самарской области проживают в региональной столице и Тольятти.
Организация противодействия развивающейся глобальной эпидемии и борьба с ее разрушительными последствиями являются в настоящее время наиболее важной задачей международной и национальной политики. 28 июня 2013 г. губернатор Николай Меркушкин провел очередное заседание антинаркотической комиссии Самарской области. Глава региона отметил крайне низкий уровень информирования населения об опасности ВИЧ: «Это — проблема, в первую очередь, социальная. Для России она была особенно актуальна в 1990-е годы, но скоро будет 10 лет, как по стране кривая заболеваемости пошла на снижение. А в Самарской области она до сих пор растет. Так что одна из причин — и в том, как мы работаем с людьми, как оказываем им социальную помощь. А если мы вместо этого будем продолжать тратить время на политику, то общество так и не будет оздаравливаться» — утверждает Николай Меркушкин.
Позиция губернатора по вопросу качества проводимой работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции и лечения больных СПИДом еще более жесткая: «Ни для кого не секрет, что Самарская область по этим показателям занимает худшие места в стране. Нужно выстроить работу так, чтобы шаг за шагом от этого уходить».
Первоочередной задачей противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции является обеспечение эффективной работы в области профилактика ВИЧ-инфекции. Неблагополучная ситуация по ВИЧ – инфекции имеет необратимые последствия для подрастающего поколения. Поэтому информирование по проблеме ВИЧ/ СПИД должно быть направлено в первую очередь на молодежь, так как молодые люди являются наиболее уязвимой группой в силу своих возрастных и поведенческих особенностей.
В целях укрепления адаптационных ресурсов детей среднего и старшего возраста специалисты научно-производственной фирмы «Амалтея» (г. Санкт — Петербург) предложили проект, позволяющий решить актуальные вопросы здоровьесбережения, направленные на:
-формирование навыков саморегуляции функциональных и эмоциональных состояний, необходимых для поддержания хорошего физического, психического и социального здоровья;
-формирование ответственности, ценностного отношения к своему здоровью, конструктивные поведенческие стратегии.
Проект включает в себя несколько психопрофилактических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование здорового образа жизни. При этом программы являются логически завершенными продуктами и могут использоваться самостоятельно для решения конкретных задач.
Педагоги – психологи ГБОУ «ППЦ» реализовывают на практике психопрофилактические программы проекта с 2006 года. Одна из самых востребованных среди образовательных учреждений города программа первичной профилактики наркозависимости «Сталкер». Начиная с 2006 года курс по данной программе посетили более 2000 подростков. Треть подростков — учащиеся «группы риска», требующие особого педагогического внимания. Реализация программы позволяет:
«Сталкер» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Полный курс для программы состоит из 9-ти комплексных занятий, объединенных одной из тем. Вначале занятий проводится психологическое тестирование. Целью, которого является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, выявление предпочитаемых стратегий поведения.
Проблема недостаточной информированности подростков по вопросам ПАВ значительна и актуальна, так как первые пробы ПАВ часто связаны с желанием узнать об их действии и отсутствии представлений о том, каким неблагоприятным воздействиям на организм это может привести. Недостаточная информированность порождает в подростковой среде массу мифов, старательно поддерживаемых потребителями и распространителями ПАВ, о возможной безвредности или даже полезности наркотиков, их распространения в обществе. На представления подростков влияет и реклама, пропагандирующая употребление алкоголя и табачных изделий, связывающая их с личностной и карьерной успешностью.
Учитывая недостаточное внимание, уделяемое образовательными программами этим вопросам, можно сказать, что подростки зачастую оказываются в ситуации информационного дефицита о проблемах, связанных с потреблением ПАВ, или в условиях искаженной информированности и неопределенного социального отношения к потреблению наркотиков. Таким образом, вся работа направлена на создание адекватного информационного поля, формирующую установку на неприятие употребления ПАВ.
Теоретические занятия предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействия на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций, также решают такой важный вопрос, как исправление ложных представлений о распространении ВИЧ – инфекции, которые по тем или иным причинам могут возникнуть у детей и подростков.
Занятия построены в соответствии с подростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростков в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом задач формирования мотивации. Эти занятия включены в психологический тренинг как информационные блоки.
Основной целью психологического тренинга является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков. В ходе психологического тренинга подростки обучаются активному поведению в ситуациях вовлечения в потребление наркотиков, определяют свое отношение к наркотикам, обучаются эффективным поведенческим стратегиям. Работа ведется с использованием разных методов. Наиболее действенными являются ролевые игры, разъяснение, дискуссии, мини-лекции, обсуждение, практические действия, выступление в роли обучающего, использование элементов психодрамы. Практика показала, что подростки усваивают информацию быстрее, когда обучение проходит интерактивно. Учащиеся имеют возможность одновременно с получением информации принимать участие в обсуждении неясных моментов, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки безопасного и ответственного поведения, что позволяет вовлечь участников в процесс обучения, сделать его доступнее легче и интереснее. Поэтому мы сразу же отошли от традиционного лекторского стиля. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.
Во время участия в тренинге по программе «Сталкер» подростки проявляют высокий уровень активности и заинтересованности. Программа хорошо построена, в ней много различных психологических игр и упражнений. В игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/ СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются «ситуации выбора». Игра формирует уверенность в своих действиях и поступках. Мы заметили, что даже самые закрытые постепенно начинают «раскрываться» и высказывать свое мнение. Игровые ситуации помогают подросткам лучше понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ – инфицированным.
Опыт показал, что существует положительная динамика реализации программы «Сталкер». У подростков повышается уровень компетентности, они приобретают знания о СПИДе не только как о болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами, вырабатываются навыки уверенного поведения в проблемных ситуациях, ребята, становятся более ответственными, уверенными в своих силах и возможностях.
Составители: педагог-психолог Путилова И.В., методист Михайленко Т.А. отдела «Психологической коррекции дезадаптивных состояний»