Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша. Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка. Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет. В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством.
Его признаками являются:
-стремление к самостоятельности;
-всплеск двигательной активности, непоседливость;
-неподдельный интерес к опасным предметам;
-появление требовательных интонаций в голосе;
-способность к переживанию обиды и разочарования;
-способность выразить недовольство;
-упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
-расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
-расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
-ревность по отношению к матери, назойливость;
-отказ от соблюдения режимных моментов.
Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители. Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.
Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:
-большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
-ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
-скачок в развитии психических функций;
-слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
-первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
-необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
-большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
-утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.
Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.
Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду.
Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна