Уникальная игрушка, которая появляется в жизни малыша очень рано – это пирамидка. Сборка пирамидки, сортировка её колец способствует развитию интеллекта, мелкой моторики рук, речи, координации движений, учит восприятию цвета, формы и размеров.
Какие бывают пирамидки?
1) Пирамидки с колечками одинакового размера.
2) Пирамидка с разной величиной колец (пирамидка с конусообразным стержнем и пирамидка со стержнем – палочкой).
3) Фигурная пирамидка (в форме весёлых фигурок, зверушек, клоуна).
Выбираем пирамидки для детей разного возраста
В 10 – 12 месяцев малыш может нанизывать большие яркие кольца пирамидки на стержень (стержень при этом находится в горизонтальном положении), если мама покажет, как это делать.
С 1 до 1 года 3 месяцев. Малыш учится нанизывать кольца на стержень и снимать их со стержня (стержень – в вертикальном положении). Подходящей будет деревянная пирамидка из 4-5 колец одинакового размера. Кольца небольшие 3-5 см.
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Пирамидка с кольцами двух размеров (2-3 больших кольца одинакового размера и 2-3 маленьких кольца одинакового размера). Это может быть деревянная одноцветная или разноцветная пирамидка. Собираем так: внизу 2-3 больших кольца, над ними вверху – 2-3 маленьких. Проговорите ребенку размер колечек: «большое колечко», «маленькое колечко».
С 1 года 6 месяцев до 1года 9 месяцев. Пирамидка из трех видов колечек разных по размеру (шесть колец: «большое колечко», «поменьше», «маленькое»). Размер колечек выделяем интонационно голосом.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет. Пирамидка из 4-5 уменьшающихся по величине колец (традиционная пирамидка). Принцип сборки: каждый раз нужно брать самое большое колечко и нанизывать его на стержень. Собирая пирамидку, называем ребёнку величину: «Самое большое – поменьше – поменьше – ещё меньше – самое маленькое».
Важно помнить: проведите ладошкой ребёнка сверху вниз по пирамидке. Объясните малышу, если она собрана правильно, то рука идёт плавно, пирамидка гладкая без ступенек.
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев. Классическая пирамидка из 6-8 колец с уменьшением их размера.
Важно помнить: Хорошо иметь не только цветную, но и одноцветную пирамидку с уменьшением величины колец. Дети быстро запоминают последовательность цветов и быстро собирают пирамидку по памяти, без учета размера колец. Одноцветная пирамидка учит малыша ориентироваться на величину колец при сборке игрушки.
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Фигурные пирамидки (сначала со взрослым по образцу как пазл).
Игры с пирамидкой
1) «Потрогаем колечки». Ваш ребенок научился захватывать предметы и сидеть? Можно вкладывать в руку ребёнка кольца разного диаметра, тем самым обогащаем навык хватания. Играя, проговаривайте стишок: «Шире ручку раскрывай и колечко получай! Чтобы маленькое взять, надо пальчики прижать!»
2) «Катится колечко». Взрослый катает чуть в сторону от ребенка кольца и просит малыша подползти (подойти), взять и отдать ему. Игра развивает зрительное восприятие, моторику, ориентировку в пространстве комнаты.
3) «Пирожные». Три игрушки разного размера: большая, средняя, маленькая. И предложите угостить игрушки пирожными (большое кольцо, среднее и маленькое).
4) «Загадки». Если у вас несколько пирамидок, можно собрать одну пирамидку правильно, а другую неправильно. Предложите ребёнку закрыть глаза. Проведите его ручкой по пирамидке, пусть он угадает, правильно ли она собрана. Потом малыш откроет глаза и проверит себя.
5) «Выбери колечки». Перемешайте в коробке кольца от разных пирамидок двух цветов. Предложите малышу собрать пирамидку. Ребенку нужно будет отобрать кольца подходящего размера и цвета.
6) «Бусы». Ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно ( в зависимости от возраста) надевает все колечки на верёвочку. Готовые бусы малыш примеряет перед зеркалом сам и предлагает маме.
7) « Что пропало?». Положите перед ребенком три колечка, назовите их цвет, размет. Ребенок закрывает глазки, вы убираете одно кольцо и спрашиваете: «Какое колечко пропало?». Для начала важно, что бы малыш научился замечать, что что-то изменилось. Постепенно у него станет получаться.
8) «Разбери и собери пирамидку». Возьмём пирамидку с одинаковым размером колец. Сначала ребёнок снимает кольца, держа их указательным и большим пальчиками. Затем на пустой стержень предложите надеть кольца.
Чаще хвалите малыша за успехи, даже самые маленькие!
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Чепиго Анна Юрьевна