«Тихо – громко!»
Цель: дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Затем просит ребенка поиграть то тихо, то громко на инструменте как правой так и левой рукой. Игру в дальнейшем усложняем: взрослый сначала играет, затем просит малыша повторить, сыграть как взрослый. Можно выбирать разные инструменты.
«Кто в гости пришёл?»
Цель: дифференциация звукоподражаний.
Оборудование: изображения домашних животных или игрушки.
Используя изображения, игрушки животных, покажите, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». Потом можно поменяться ролями: ребенок загадывает взрослому.
«Большие ноги идут по дороге».
Цель: различение речи по темпу и интонации.
Взрослый в соответствии с текстом потешки говорит то медленно, то быстро, то грубым голосом, то ласковым.
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ, топ-топ.
Можно «ходить» по ручкам, ножкам малыша. Важно играть эмоционально.
«Угадай, где звучало?»
Цель: определение направление звука, ориентировка в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади, спереди) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Угадай, кто тебя зовет?»
Цель: дифференциация звукоподражаний, производимых высоким и низким голосом.
Оборудование: картинки или игрушки-муляжи домашних животных и их детёнышей.
Ребенку предлагаем картинки, игрушки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.д. Взрослый произносит звукоподражание мамы-животного низким, а малыша-детеныша высоким голосом. Просит малыша угадать: «Кто тебя зовет?» Затем ребенок загадывает взрослому.
«Угадай, что звучало?»
Цель: различение инструментов на слух по их звучанию.
Оборудование: барабан, бубен, погремушка и др.
Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием, дает возможность малышу самому поиграть на них, давая установку на запоминание звучания инструмента с помощью вопроса: «Ты запомнил, как звучит?» Затем игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет за ширмой игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «что звучало». Потом можно поменяться ролями: ребенок загадывает взрослому.
Использование предложенных игр позволит развить и сформировать у Вашего малыша слуховое восприятие, что очень важно для становления и развития речи. В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок должна быть полная тишина, чтобы отделить загаданный звук от других звуковых впечатлений. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
учитель-логопед
Отдела ранней помощи
Мазанкина Ирина Петровна