Важное место в развитии малыша (как физическом, так и интеллектуальном) занимают игрушки и игры. Как выбрать забаву для ребенка, чтобы она не только позволяла родителям немного отдохнуть от своего чада, но при этом еще и способствовала формированию личности, и к тому же была безопасной?
Прежде всего — для ребенка полезен контакт с родителями, всякие совместные затеи. Как играть с ребенком, в какие игры — тут свои традиции в каждой семье. Единственное — два замечания относительно подвижно-контактных игр: опасно подбрасывать ребенка вверх (в крайнем случае, если вы его поднимете на вытянутых руках, не отпускайте рук, не подкидывайте малыша). Также не стоит часто сажать ребенка себе на плечи (если уж посадили — все внимание страховке, особенно если ребенок сам еще не слишком хорошо держится ручками).
Игрушки, как правило, маленький ребенок сам себе не выбирает — это делают родители. И часто, впрочем, делают это как бы по своему вкусу. А малышу, в основном, требуются так называемые игрушки-образы — абстрактные, многофункциональные. Хороши в этом плане разноцветные пирамидки и кубики (и не удивляйтесь, что поначалу малыш откажется надевать кольца пирамидки строго по ранжиру или складывать кубики в картинки). Ему сейчас больше нравится фантазировать среди этих игрушек, превратив, скажем, части пирамидки в колеса, в продукты или в мебель, а кубики — в деревья или людей. И это оказывает гораздо более полезное действие на развитие ребенка, чем строгое использование той же пирамидки «по назначению».
Многие педагоги и родители предъявляют к куклам основное требование — «кукла должна быть точной копией маленького ребенка». Что называется, со всеми ямочками, перевязочками, бутылочками и т.п. Но как ни странно, подобные пупсы вызывают прежде всего чувство умиления у взрослых (и выбирают такой подарок дочери, как правило, мамы и бабушки). Когда ребенок стремится подражать взрослым, ему необходимы игрушки, похожие на взрослых! Причина суперпопулярности той же Барби — что это кукла, с которой можно играть не только в дочки-матери, а проигрывать какие-то ролевые ситуации из взрослой жизни. Эта кукла стала для девочек не дочкой, а подружкой и даже где-то мамой. Здесь надо отметить, что в принципе отношения ребенка и игрушки далеко не так однозначны — мол, ребенок «родитель», а игрушка — его дочка или сынок. Для формирования модели взрослого поведения и для развития личности ребенку необходимо, чтобы игрушка иногда могла побыть и «родителем», и другом, и защитником.
Такой обмен ролями важен в первую очереди при общении ребенка с родителями — не зря же дети так любят играть в игры, где родители выполняют роль детей, и наоборот! Пусть даже эпизодически, в шутку, но ребенку иногда доставляет удовольствие позаботиться о собственных маме или папе именно как о детях. Если этим не злоупотреблять, такие вещи вполне можно использовать на благо процесса воспитания, для большей готовности к общению, для большей устойчивости в жизни. Также и с игрушками ребенку необходимо тренировать и взрослые, и детские роли.
Кстати, дети любят мягкие игрушки — зачастую именно потому, что на такие игрушки (как правило, большие, теплые, пушистые) дети как раз возлагают функции своих защитников, «родителей». Именно потому малыши часто спят с любимыми мишками и зайчиками, да и просто обнимают их в отсутствие родителей (а если ваш ребенок излишне привязан к своей мягкой игрушке и не расстается с ней ни на минуту — это тревожный симптом: малышу в семье не хватает ласки, защиты, уверенности). Да, к слову сказать, именно по причине такой «генетической памяти» любовь к мягким игрушкам сохраняют и многие взрослые: можно упрощенно назвать это «инфантилизмом», а на самом деле это чаще отражение какой-то внутренней неуверенности, потребности в защите, вообще в сильном родителе. И во многом, по той же причине можно встретить мягкую игрушку в салоне автомобиля: что ни говори, дорога все-таки ситуация экстремальная, и порой наличие в салоне такой игрушки, пусть даже в качестве подушки на заднем сиденье, бессознательно именно по тому же механизму немного успокаивает водителя (причем неважно, какого он пола).
И еще немаловажный факт: как правило, малышам (от нуля до трех) не нужны дорогие игрушки! Во-первых. чаще всего это как раз игрушки- копии, причем копии очень точные — но при этом они как бы обрезают фантазию ребенка, не давая ему использовать эту игрушку «во многих лицах». Во-вторых, у него нет свободы пользоваться этой игрушкой, потому что родители нередко постоянно дрожат — как бы не сломал. Так что не стремитесь покупать своему малышу много дорогих сложных игрушек. В конце концов, если вправду хотите угодить малышу и купить ему то, во что он будет играть с удовольствием — предоставьте ему возможность самому выбрать себе игрушку (из того, что вы можете себе позволить).
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
Мусилович Татьяна Анатольевна