Наказание детей — отнюдь не самоцель, а некий способ изменения детского поведения. Прежде всего — чтобы помочь самому ребенку сориентироваться в окружающей жизни. То есть наказание должно естественным образом вписываться в процесс воспитания личности, и применять его надо строго дозировано и по необходимости (как и любое сильнодействующее средство). И наказание никоим образом не должно становиться средством самоутверждения взрослых, способом лишний раз показать ребенку, кто тут сильный и главный (если это и так не понятно ребенку — в силу того, что родители сами не ощущают своего превосходства и своей социальной значимости и им опять же только за этим и нужны дети, чтобы было кого унижать). Очень часто наказание становится способом переадресации родительской агрессии и разумеется, при этом не несет никакой дидактической нагрузки. Такое наказание — не полезно, а опасно для ребенка.
И прежде всего, говоря о наказании, стоит поговорить о различных его формах. Здесь опять же все зависит от адаптации и самоощущения родителей. Один родитель, наказывая ребенка за проступок, вполне может лишь строго сказать: «Сегодня я тобой недоволен потому-то и потому-то», и ребенку этого будет достаточно для того, чтобы сделать надлежащие выводы. А другой родитель, для которого провинность ребенка — лишь повод разрядить свои негативные эмоции, не преминет ребенка ударить, а то и вообще выпороть (в крайнем случае — неадекватно оскорбить, унизить и т.п.). Причем, иногда вовсе не объясняя, за что. И далеко не всегда ребенку будет понятно, за что, собственно, его так обидели. И мало того что малыш затаит обиду, а то и злобу на родителя — опять же такое наказание не несет никакой педагогической нагрузки.
Поэтому главный критерий применения наказания – его адекватность проступку. Вообще наказывать можно по-разному.
Скажем, иногда дети пытаются манипулировать родителями с помощью угроз: мол, если вы не сделаете по-моему, я сломаю вам ту или иную вещь. В подобных случаях можно заранее ограничить доступ к этой вещи (к примеру, спрятать), но нет гарантии, что ребенок не выльет свою агрессию на что-нибудь другое, при этом сделав выводы — ага, родители все-таки испугались и в чем-то пошли у него на поводу. А можно предупредить, что ежели дитя сломает что-то из дорогостоящих вещей в доме (причем специально, чтобы напакостить), то он не только не получит то, чего хотел таким образом добиться, но еще и будет лишен всех удовольствий ровно на сумму испорченной вещи (плюс возможная компенсация «морального ущерба» для родителей). И если случилось что-то подобное (кстати, даже нечаянно) ребенка не всегда стоит бить или кричать на него (понятно, что вы, таким образом, просто выплескиваете обиду, но стоит ли выливать ее на ребенка?) Гораздо действеннее будет компенсировать ущерб за счет ребенка, чтобы он смог сделать должные выводы из ситуации.
Еще один важный момент — наказание не должно быть отсроченным. То есть отсроченные наказания опять же не являются дидактически полезными, а становятся лишь «выпуском пара» для родителей. В таких случаях ребенок опять не понимает, за что его наказывают, и вполне может в ответ стать мстительным и злобным, агрессивным по отношению к сверстникам (ему тоже нужно куда-то переадресовать то, что ему «выдали» родители — по его мнению, несправедливо), а потом взрослые спрашивают, почему у них ребенок такой немотивированно жестокий.
И желание детей помогать взрослым следует всячески поощрять, а не осуждать и тем более за это не наказывать. Кстати, наилучший дидактический прием — не только наказание, но и поощрение. Одними наказаниями личность не воспитаешь, и если ребенок слышит одни сплошные нельзя, инициативу в жизни от проявлять не будет никогда.
И если в итоге наказание — это в какой-то мере средства защиты безопасности ребенка, то процесс наказания не должен быть опасным (в том числе психологически) сам по себе!
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна