Прежде чем давать какие-либо советы и рекомендации, нужно разобраться в причинах существующих проблем. Необходимо понять, что мешает ребенку благополучно взаимодействовать с окружающими и получать радость от процесса общения. Вот, например, такие две проблемы, как застенчивость и замкнутость, имеют очень сходные внешние проявления. Эти дети болезненно реагируют на любые изменения, происходящие в их жизни, с опаской, а зачастую и явным страхом относятся к посторонним людям. Они беспокойны и эмоционально неустойчивы.
Отличие состоит в том, что застенчивый ребенок хочет общаться, знает, как это делать, но не имеет навыков применения своих знаний на практике, а замкнутый ребенок, как правило, не знает, как общаться и не хочет, то есть его потребность в общении снижена.
Таким образом, если ваш ребенок замкнутый, то ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы и сформировать у малыша желание общаться, и научить его общаться с окружающими людьми.
Итак, какие же рекомендации (советы) можно дать родителям замкнутого ребенка?
- Прежде всего, необходимо понять и принять мысль о том, что замкнутость можно и нужно корректировать (исправлять).
- Постепенно расширяйте круг общения вашего ребенка. Ничего, что сначала это будет лишь круг пассивного общения, то есть ребенок будет наблюдать за тем, как общаются другие люди.
- Постарайтесь стать для своего малыша примером во всем, что касается радостного и плодотворного общения.
- Посещайте с ребенком новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте вместе с ним с новыми людьми. Делайте это, конечно, постепенно. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, будьте на этом этапе всегда рядом с ним, держите его за руку, никогда не выказывайте своей тревоги и опасений.
- Старайтесь передать ребенку вашу радость, полученную от общения. Подчеркивайте все преимущества общения (что нового узнали, как интересно было, какую пользу и удовольствие получили от общения).
- Учите ребенка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому. «Заряжайте» и «заражайте» ребенка своей эмоциональностью и доброжелательностью по отношению к другим людям.
- Старайтесь создавать ситуации, требующие общения с окружающими.
- Привлекайте ребенка к совместной деятельности и общению в процессе нее.
- Чаще играйте с ним (если позволяет возраст ребенка) в игры, требующие общения и ведения диалога. У моей двухлетней дочери, например, одна из самых любимых игр – вести диалог от имени героя, обыгрывая различные жизненные ситуации (знакомство, дружба и так далее). Она дает одну игрушку мне, а от имени другой общается сама.
- Будьте с ребенком доброжелательны, спокойны и терпеливы. Настройтесь на длительную работу по изменению (коррекции) замкнутости ребенка, формированию у него коммуникативных навыков (навыков общения) и желания общаться.
- И еще, если, не смотря на ваши длительные старания и соблюдение всех рекомендаций, проблемы с общением у ребенка только усугубились или остались без изменений, и ваш ребенок замкнутый по-прежнему, обратитесь к детскому психологу, который профессионально поможет вам разобраться во всех имеющихся проблемах психологического характера. Вполне возможно, что вы что-то упустили или неправильно истолковали.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна