Ребенок, подрастая, начинает изучать не только то, что происходит вокруг него, но и что за люди его окружают. Как с ними разговаривать. Как строить свое общение. Разумеется, первую школу этого общения дают ему родители. При этом важно, какое место занимает ребенок в семье, какую роль играет. Увы, наше общество, по сути, тяготеет к крайностям (в том числе в общении), и большинство родителей — не исключение. Из ребенка делают, как правило, либо «пуп земли», которому нет ни в чем отказа, и все вращается вокруг него, либо полностью забитое безответное существо, которое ни на что в семье (и затем в жизни) не имеет права, ничего не может сделать самостоятельно и никогда не подает своего голоса. Понятно, что обе эти крайности не сулят ничего хорошего. Но как же определить ту золотую середину, при которой и ребенок, и родители будут достаточно компенсированы и ни одна из сторон не будет неоправданно подавлять другую или ею манипулировать? Наверное, можно сформулировать несколько простых правило общения в семье.
Правила общения для ребенка:
Один из наиболее ярких примеров этого пункта — езда в общественном транспорте. Иногда (увы, не всегда) родителю с ребенком уступают сидячее место, на которое непременно сажают ребенка, а родитель стоит рядом. Хотя гораздо правомернее будет так: садится родитель, а ребенка берет на колени. В первую очередь это безопасно для ребенка. Потом, родителю проще будет контролировать поведение малыша. И третье — ребенку с малых лет будет понятно, что родитель тоже имеет право устать и что о нем тоже иногда надо подумать. Вы удивляетесь, почему в нашем транспорте сидят, развалясь, 15-летние подростки? А почему бы им не сидеть, если они к этому привыкли с малолетства и просто не понимают, что может быть по-другому? Кстати, часто родители просто боятся показать ребенку свою слабость. Да вы и так для малыша изначально авторитетные личности, и если не будете скрывать то, что вы обыкновенные живые люди — у вас с детьми будет гораздо больше понимания.
И самое главное «правило для ребенка»: в жизни нужно соизмерять свои желания с желаниями других. Помните известное: «Чего себе не хочешь, того другим не делай?» Если ребенок привыкает к тому, что он в мире не один, он гораздо проще адаптируется и в садике, и в школе, и вообще во взрослой жизни: и в обиду себя не даст, и напряженных ситуации в свой адрес создавать не будет.
Правила общения для родителей:
И, наверное, можно сказать, что это общепринятые еще в прежние времена «правила совместного общежития». Но в том-то и дело, что иногда родители пренебрегают этими правилами, перекашивая воспитание в ту или иную сторону.
А один из наилучших способов наладить понимание с ребенком –
это говорить с ним!
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна