Шесть простых правил
для организации положительного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста в условиях самоизоляции
Итак, мы дома! Сначала нам кажется, что это хорошая возможность побыть дома с ребенком, переделать кучу дел, до которых раньше в силу занятости не доходили руки, да и просто отдохнуть, может быть выспаться. Но проходит неделя, вторая и мама готова бросить все и выйти на работу на любых условиях. Но не стоит паниковать и расстраиваться, все поправимо, нужно просто следовать нескольким нехитрым правилам. Как правило, все обязанности по дому, а также забота о ребенка, ложится на плечи мамы и естественно в условиях замкнутого пространства это становится трудным испытанием. Как организовать день так, чтобы и ребенку и родителям было комфортно и приятно проводить время в течение дня так, чтобы к вечеру не хотелось всех убить.
Для начала подумайте и проанализируйте, чем вы занимаетесь весь день, попробуйте составить примерный план на ближайший день. Какие срочные и неотложные дела вам нужно сделать, какие дела можно распределить на неделю, например. Какое время вам бы хотелось посвятить ребенку, какое время потратить на себя и на мужа.
Ваш ребенок каждый день ходит в детский сад, вы на работу. Большую часть дня мы проводить вдали друг от друга. Вечером встречаемся с домашними и обсуждаем, как прошел у каждого этот день, мы рады друг друга видеть, мы соскучились и вечера проходят спокойно и насыщенно. Теперь конечно совсем по-другому: мы постоянно вместе, тут уже не расслабишься: то ребенок требует внимания, то надо готовить обед, то надо убраться и т.д.
Правило первое: соблюдение режима.
Режим дня как в обычной жизни, т.е. когда ребенок посещает детский сад. Утром вставайте в то же время, как и обычно, как будто вы собираетесь на работу, а ребенка отводите в детский сад. Умывайтесь, переодевайтесь, те же процедуры проводите и с ребенком. Скажите ему, что мы играем в детский сад. Спросите, что они делают, когда приходят туда. Мы знаем, что воспитатель перед завтраком проводит зарядку, простые физические упражнения. Предложите ребенку позаниматься гимнастикой, если ребенку 4-5 лет, он может показать некоторые движения или упражнения, которые они делают в детском саду. Попросите его научить вас, пусть побудет в роли воспитателя. Дети очень любят быть учителями. Если ребенок помладше, покажите вы простые движения и позанимайтесь 10 минут. Это поднимет настроение и зарядит вас и вашего ребенка положительными эмоциями. После зарядки в детском саду ребята завтракают. Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол, ведь в детском саду всегда есть дежурные. Пусть ребенок сделает самые простые задания: поставит свою тарелочку, ложечку, положит рядом салфеточку. Помогите ему налить чай, а может быть сегодня у вас какао, пусть попробует намазать маслом кусочек батона. Завтракайте вместе.
Правило второе – занятия.
После завтрака дети играют либо у них проходят какие-то занятия. Если ваш ребенок уже способен играть самостоятельно, дайте ему эту возможность, тогда у вас будет немного времени на домашние дела. Если он еще маленький, а дети до трех лет самостоятельно еще не играют, тогда время занятий именно сейчас. Мы знаем, что утром самое продуктивное время для освоения новых знаний и закрепления уже пройденного. Разумеется, занятия для дошкольников проводим в игровой форме. Если ребенок не знает чем заняться, возьмите инициативу в свои руки. Может быть, вам нужно закрепить цвета. Порисуйте с ребенком, обязательно проговаривая, какого цвета тот или иной предмет, который вы нарисовали. Посмотрите книжки, найдите на картинках те цвета, которые вы использовали в своем рисунке, перенесите свои действия на предметы и игрушки в вашем доме. Сортируйте сначала игрушки по цветам, это могут быть кубики, колечки от пирамидки, мячики или шарики, детали конструктора, пластиковые игрушки, резиновые, мягкие, машинки и т.д. Все раскладывайте по отдельным кучкам, соответственно цветам. Затем можно переключиться на предметы, окружающие ребенка в квартире, например, цветок в горшке зеленый, а покрывало на диване синее, а коврик в ванной белый, носочки у папы черные, а наволочка на подушке малыша зеленая и т.д. В ход идет все, что увидите. Далее попросите ребенка найти в квартире цвета, которые вы сегодня изучали, а может, повторяли. Как видите играть можно не только в игрушки, но переключать внимание ребенка и на окружающий мир.
Правило третье – свежий воздух.
Напомните ребенку, что вы, как будто, в детском саду, а после занятий и игр дети идут на прогулку. Но так как сейчас мы не должны выходить на улицу, можно вполне воспользоваться балконом, если он у вас, конечно, есть и не является источником завала ненужных вещей. Разве вы когда-нибудь гуляли на балконе, это же так интересно! Заинтересуйте ребенка, создайте интригу! Одевайтесь теплее и вперед. Возьмите ребенка на ручки и посмотрите вокруг. Обратите его внимание на природу, что сейчас весна, пока деревья голые, но скоро будут появляться листочки. Если вам видны почки на деревьях, покажите их ребенку. Если вы живете высоко, обратите его внимание на то, какое все маленькое сверху, посмотрите на небо, может там облака, может тучки, расскажите какие они, какого цвета, что иногда за ними прячется солнышко и т.д.
Правило четвертое – помощь близких.
Если ваш папа также находится дома, попросите его «погулять», тогда у вас появится немного времени для выполнения домашних дел. Можно предложить мужу альтернативу, если вы занимаетесь с ребенком, то папа чистит картошку, или моет полы, или еще что-то, что сегодня необходимо сделать. Не стесняйтесь просить мужа о помощи, однако предлагайте ему конкретные действия. Фразу «надо убраться» он не воспримет никак, это слишком размытое понятие, а когда вы скажете, что конкретно надо сделать: застелить постель, почистить раковину, пропылесосить ковер и т.д. это будут четкие понятные инструкции. А так же можно предложить ему выбор, как я уже говорила ранее.
Правило пятое – дневной сон.
После прогулки обедаем и конечно укладываем ребенка спать, мы же проводим время как в детском саду! Сон ребенку-дошкольнику просто необходим, во сне дети не только расслабляются физически, но также и успокаивается их нервная система. Многие родители не укладывают детей спать на выходных, в общем, в те дни, когда дети не в садике, а зря. За целый день бодрствования дети переутомляются, вечером их сложно уложить, они кричат, закатывают истерики. Естественно и мама уже устала от этого и уже не до домашних дел. Обязательно укладывайте малыша спать и конечно вы можете прилечь вместе с ним. Дневной сон пойдет на пользу не только ребенку, но и вам.
После сна перекусите с ребенком. Во второй половине дня занятия не столь продуктивны, поэтому можно немного расслабится. Включите ребенку мультик или аудиосказку, попросите его немного посидеть спокойно, или если он может поиграть самостоятельно, воспользуйтесь этим и у вас появится время для приготовления ужина или для занятий какими-то другими делами, которые вы запланировали сделать сегодня. А так же можно опять же, обратится за помощью к мужу. Попросите его поиграть с ребенком, пока вы заняты. В это время можно поиграть в активные подвижные игры, например, в мяч, или в прятки, или догонялки, если квадратура жилого помещения позволяет. Очень полезные игры с папой в борьбу или барахтанье. В борьбе с родителем ребенок учится контролировать свою силу и энергию, а также такие игры хорошо снимают физическое и эмоциональное напряжение. Ну и пользу телесного контакта никто не отменял. Затем можно поиграть в мяч, но уже сидя на полу. Перекатывайте мяч друг другу, при этом можно играть с пользой, например, в овощи-фрукты, съедобное-несъедобное, домашние-дикие животные, животные и их детеныши и многое другое.
Правило шестое – чем раньше ребенок лег спать, тем больше времени на себя.
Обязательно укладывайте ребенка спать пораньше, придерживайтесь правильного режима дня. Начинаем готовиться ко сну: приучайте ребенка убирать за собой игрушки и вещи, которые он разбросал за день. Не настаивайте, чтобы он сам собирал все, помогите ему, делайте уборку вместе, предложите посоревноваться, кто быстрее соберет. И конечно хвалите его за любую мелочь, которую он сделал в течение дня, замечания и наказания сводим до минимума. За два часа до сна постарайтесь играть с ребенком в тихие спокойные игры, порисуйте, почитайте книжки. Несомненно, в укладывании ребенка пораньше, есть неоспоримые плюсы для вас. У вас появляется драгоценное время, которое вы можете не спеша посвятить себе. Примите душ, а может, вы любите ванну с пеной, сделайте маску для лица, заварите себе ароматный чай, почитайте книгу, посмотрите интересное видео, пообщайтесь с мужем, посмотрите вместе фильм, в общем, делайте то, что вам нравится.
Осталось еще немного потерпеть и все встанет на свои места,
проведите это время не только с пользой, но и с удовольствием.
Здоровья вам и вашим близким!
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
ГБУ «Психолого-педагогический центр»
г.о. Тольятти
Франива Анастасия Викторовна