Ребенок, взрослея, формируется под воздействием нескольких факторов: генетическая обусловленность, социальная ситуация развития, политическая обстановка страны проживания. Остановимся на факторе – социальная ситуация развития, где главенствующую роль играет семья.
Родительская позиция по отношению к ребенку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами, а так же многое другое определяет умение справиться с трудностями, которые неизбежно возникают в процессе воспитания ребенка. Поэтому психолог в работе с семьей акцентируется на психологическом климате.
Ежедневно мы сталкиваемся с тем, что все люди разные, и все семьи разные, и все дети разные. Но прослеживается факт, что родители, другие взрослые склонны об этом забывать и пытаются подвести непослушного ребенка или подростка к одной «формуле»: «Ребенок должен». Это ошибка. Ребенок изначально ничего не должен. Взрослые, семья должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания, действия. И только со временем, когда он сам поймет, что именно он должен и кому, он будет отдавать эти «долги» — отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям.
Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, является несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе – в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких людей – мамы, папы, братьев, сестер, бабушек и дедушек. А маленький ребенок не сознательно воспринимает либо «грозовую» напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, эмоционального уюта.
Опыт работы психологом показывает, что большинство родителей не учитывают эмоциональных потребностей ребенка, игнорируют их. А ведь это ребенку гораздо важнее, чем материальный достаток.
Как было сказано выше: «все семьи разные». Опишем часто встречающиеся варианты взаимоотношений в семье.
Семьи, где на ребенка не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним: одевают, кормят, лечат. Дети вырастают эмоционально холодными, не умеют понимать и сочувствовать другим. Таких ребят часто не любят учителя.
Есть семьи, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного меньше. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых. В семье постепенно формируется отторгающая позиция к ребенку. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни — замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых, а еще чаще оказываются со своими проблемами на улице, в компаниях. Другие – стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь. Часто подростки из таких семей приобщаются к алкоголю и наркотикам.
В других семьях детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы, на то «как положено». Родители не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют необходимые для взрослой жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически родители «лепят» модель своей несостоявшейся жизни, то, как хотели бы жить сами. Подобное игнорирование чувств ребенка в сочетании с холодностью, эмоциональной сухостью родителей и привычкой к подавлению собственных эмоций приводит к тому, что дети в таких семьях «наживают» невротические расстройства. И как печальный факт: практически каждый второй человек сейчас становится невротиком.
Встречаются семьи, где постоянное напряжение матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих ее ребенку создают эмоционально насыщенный, но, к сожалению, совсем не теми эмоциями, климат. Ребенку очень рано передается чувство страха и неуверенности от матери, он становится зависимым от родителей. Озабоченные родственники стараются оградить ребенка от контактов со сверстниками, лишают его тем самым возможности расширять и обогащать свой опыт общения. Здесь все прислушиваются к его желаниям, но никто не учит его обращать внимание на чувства других людей. В результате такого гиперопекаемого воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди. Они, как правило, несчастны, мучительно переносят недостаточное внимание к ним. Подросток совершает правонарушения и преступления с целью обратить на себя внимание.
Бывают и такие семьи, где нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку, у разных членов семьи. Это могут быть властная и строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. В такой семье ребенок приобретает навык манипулирования отношениями, скрывания своих чувств. Про таких подростков говорят: «Сел на шею».
Все перечисленные примеры ведут к формированию дисгармоничной личности со своей «искаженной» базой ценностей, взглядов и взаимоотношений.
Если родитель встречается с трудностями во взаимоотношениях с ребёнком, в семье возникает непонимание, а порой отчуждение, то обращение к психологу может исправить положение. Специалист поможет определить причину дисгармонии в семье, выявить стиль воспитания ребёнка, предупредить ошибки в родительских действиях.
Педагог-психолог
«Отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний»
Л.В.Пронина