Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоционально — волевой сферы, а также аномалии физического развития (нарушения слухоречевой системы, двигательные расстройства).
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.
В нашей стране осуществляется учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в специализированных ДОО, детских домах, во вспомогательных школах-интернатах системы Министерства образования РФ. Детей с глубоким поражением центральной нервной системы помещают в детские дома Министерства социального обеспечения, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Комплектование этих учреждений осуществляется медико-педагогическими комиссиями, согласно «Инструкций по приему детей с нарушением интеллекта в дошкольные учреждения специального назначения, в специальные школы-интернаты».
Процесс обучения и воспитания в этих учреждениях носит коррекционно-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его положительные возможности.
Педагоги ДОУ компенсирующего и комбинированного вида проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте от трех до семи (восьми) лет, имеющими нарушения интеллекта, руководствуясь программой « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Авторы : Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение, 2003).
Исходя из особенностей развития умственно отсталых дошкольников и учитывая их образовательные потребности, выделяются следующие разделы программы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Воспитатели и узкие специалисты проводят с детьми групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В начале учебного года на каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития, ежеквартально в нее вносятся корректировки.
При ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе дети с легкой умственной отсталостью овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для их дальнейшего развития и раскрытия имеющихся потенциальных возможностей.
В специальных (коррекционных) школах – интернатах дети обучаются до 18 летнего возраста. За 9 лет дети с умственной отсталостью в степени дебильности осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы. В задачах вспомогательной школы на первом месте стоит социальная адаптация умственно отсталого выпускника, то есть активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. При этом социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.
В настоящее время в РФ на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций открыты 10–е (10-12-е) классы с углубленной трудовой подготовкой.
Содержание образования в них определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. Успешно усвоившим программу трудового обучения (по результатам экзамена) присваивается квалификация по избранной профессии с выдачей свидетельства государственного образца.
Статистика показывает, если до 1991 г. трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций составляло ежегодно до 90 – 95 % от их общего числа, то в последнее время этот показатель, по сведениям органов управления образованием субъектов РФ, сократился.
Часть детей с умственной отсталостью в степени имбецильности способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы в условиях ОО для умственно отсталых детей.. По достижении 18-летнего возраста такие дети переводятся в специальные интернаты для психо–хроников, где осуществляется необходимая медицинская помощь, наблюдение и уход, или воспитываются в семье родственниками.
Учитель – дефектолог ГОУ ППЦ
Комсомольского района г.о. Тольятти
Смолякова И.А.