Заключение по итогам социологического исследования “Отношение учащейся молодежи и педагогов к проблеме употребления психоактивных веществ” за 2014 год
Цель исследования: изучить отношение учащейся молодежи и педагогов к проблеме наркомании; выявить степень информированности о последствиях употребления наркотических веществ и о причинах распространения наркотиков.
Сроки проведения: ноябрь 2014 г.
Количество участников исследования: 555 человек, из них — 428 учащихся (девочек – 182, мальчиков – 246) и 127 педагогов.
В исследовании участвовали учащиеся и педагоги следующих техникумов и колледжей г.о. Тольятти:
— «Тольяттинский социально-экономический колледж»,
— «Тольяттинский электротехнический техникум»,
— «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж»,
— «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»,
— «Тольяттинский социально-педагогический колледж»;
— «Тольяттинский химико-технологический колледж»,
— «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина»,
— «Тольяттинский техникум производственных технологий»,
— «Тольяттинский техникум технического и художественного образования».
Проблема наркомании среди молодежи уже много лет является актуальной для нашей страны. В переходный период развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний, и здесь на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды других негативных зависимостей.
Самарская область как одна из крупнейших областей России не является исключением из правил: ситуация по распространению наркомании в нашем регионе близка к катастрофической. Сегодня в Самарской области (возможно, и по всей России) просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма:
— рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
— высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;
— значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
— полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);
— тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
— широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое) к состоянию, характерному для большей части молодежи;
— феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
— неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящее к противоположному эффекту;
— проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
— все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решение на правоохранительные органы;
— тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;
— все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
— в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;
— существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировыми показателями;
— существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы;
— ситуация с реабилитацией способствует созданию мифа о неизлечимости наркомании, что способствует утяжелению положения наркоманов;
— наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа.
Поскольку наиболее подверженными и наименее защищенными от наркомании являются подростки и молодежь, то разработка концепции и программы профилактики наркомании и других видов зависимости становится одной из важнейших задач Самарской области. Для того, чтобы успешно противостоять распространению наркомании, особенно, среди подростков и молодежи, необходимо знать каково видение этой проблемы самими подростками. В связи с этим было проведено исследование посредством анкетного опроса.
I. Анализ результатов опроса учащихся.
В вопросе «Сталкивались ли Вы в своей жизни с проблемой наркомании?» учащиеся могли выбрать несколько вариантов ответа. Таким образом, по результатам анализа ответов на данный вопрос были получены следующие данные:
— 57,2% опрошенных слышали о проблеме наркомании из средств массовой информации (данный показатель, по сравнению с результатами исследования прошлого года вырос на 11,9% и на 24,8% по сравнению с 2012 годом);
— 27,8 % учащихся не сталкивались с проблемой наркомании (42,3% опрошенных в 2012 году не сталкивались с проблемой наркомании, 21% — в 2013 году),
— 14,2 % учащихся указали вариант «среди друзей»,
— 9,8 % учащихся указали вариант: «в учебном заведении»;
— 7,7 % учащихся выбрали — «во дворе»,
— 1,9 % опрошенных выбрали вариант: «в семье».
На данный вопрос также было предложено выбрать свой вариант. 5,6% учащихся отметили, что сталкивались с проблемой наркомании «на улице», «в Интернете», «социальные сети», «сталкивалась сама», «в общежитии», «распространяют на остановках, стендах, дверях домофона».
На вопрос о том, что является причиной, побуждающей к употреблению наркотиков (возможность выбрать несколько вариантов ответа), были получены следующие ответы:
— «любопытство, интерес» — 50,7%;
— «получить удовольствие» — 32,7%;
— «подражание сверстникам» — 29%;
— «желание выделиться, быть «особым», не таким как все» — 15,9%;
— «несчастная любовь, одиночество» — 11%.
— «напряженные отношения в семье» — 10,5%;
— «занять свободное время» — 7,5%.
В качество своего варианта были отмечены следующие причины: «плохая компания», «проблема с головой», «случай», «глупость», «психологические проблемы»- 4%.
В вопросе «Какие суждения человека могут привести к употреблению наркотиков?» были получены следующие ответы:
— 43% учащихся выбрали вариант – «в жизни все надо попробовать»;
— 42% — «один раз не страшно»;
— 21,2% выбрали ответ – «я буду контролировать себя»;
— 19,4% — «когда я почувствую, что начинается зависимость – брошу»;
— 12,6% — «а мне по «барабану» (на 5,8% больше по отношению к 2013 году);
— 13% — «от этого вещества зависимости не бывает» (на 5,3% тенденция к росту по сравнению с результатом 2013 года);
— 7,7% — «чем я хуже других».
В вопросе «Как Вы считаете, где в нашем городе реализуются наркотики?» учащиеся могли выбрать несколько вариантов:
— «дискотеки, клубы, молодежные центры» — 46,2% (результат 2013 года – 62,1%);
— «на улице» — 33,6% (на 7,2% выше по сравнению с результатом 2013 года (26,4%);
— «на рынке» — 26% (20,4% — 2013 год);
— «школы, учебные заведения» — 17,5% (10,1% — 2013 год);
12,3% опрошенных (48 человек) указали свой вариант ответа: «на заказ», «везде», «в лесу», из них 4,9% опрошенных указали вариант — «через Интернет». 11,2 % учащихся не знают, где реализовывают наркотики в нашем городе. Примечательно, что в прошлом году только 4,8% не знали где реализовываются наркотики.
На следующий вопрос анкеты: «Как Вы думаете, сколько стоит 1 доза наркотиков в нашем городе?» были получены следующие результаты:
— 28,7% учащихся владеют информации о стоимости наркотиков и указывали следующие варианты: «от 100 до 1000 рублей», «в зависимости от качества наркотика», «1 марка – 500 рублей», «1 грамм – 1000 рублей».
— 71,3% не осведомлены, сколько стоят наркотики в нашем городе.
В следующем вопросе учащимся предлагалось ответить: «Есть ли среди Ваших друзей и знакомых ребята, имеющие опыт употребления наркотиков?» На данный вопрос были получены следующие результаты:
— 31,8% опрошенных ответили положительно (26,1 % -2013 год);
— 68,2% студентов не имеют в своем окружении друзей и знакомых, имеющих опыт употребления наркотиков. 73,9% не имели в своем окружении друзей и знакомых, употребляющих наркотики по результатам опроса в 2013 году.
В следующих вопросах учащихся предлагалось ответить на вопрос: «Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?». 25,7% опрошенных ответили положительно, 74,3% — отрицательно. В вопросе «Пробовали ли Вы сами наркотики?» 28 учащихся (6,5%) ответили – «да» (7 человек ответили положительно в 2013 году). Соответственно 93,5% студентов ответили отрицательно на данный вопрос.
В следующем вопросе учащимся было предложено ответить: «О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Тольятти Вам известно»: спайс, героин, марихуана, гашиш, кокаин, конопля, чай, насвай, амфивитамин, скорость, ЛСД, марка, органика, плюха, соли, анаша, крокодил, шмаль, кристалл, химка, метадон, ромашка, эйфоретик. Только 13% студентов ответили, что не знают никаких названий наркотиков.
В вопросе «Считаете ли Вы, что употребление Спайса вызывает привыкание, зависимость?» были получены следующие результаты:
— 50% опрошенных ответили положительно, 45,8% выбрали ответ «не знаю», 3,7% ответили отрицательно.
На вопрос «Способны ли Вы порвать отношения с друзьями, если Вы узнали, что они употребляют наркотики?» 43,7% учащихся ответили положительно, 19,1% ответили «нет» (31% учащихся в 2013 году) и 37,2% затруднились ответить на данный вопрос.
Цель следующего вопроса анкеты – определить уровень информированности учащихся: «Российским законодательством в уголовном порядке наказывается»:
— 88,8% выбрали ответ «изготовление и хранение наркотиков»;
— 31,8% — «употребление наркотиков»;
— 10,7% — «хищение и вымогательство наркотических средств».
В следующем вопросе учащимся предлагалось ответить: «Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?»:
— 41% опрошенных считают, что «наркомания излечима, все зависит от человека»;
— 32% выбрали ответ «шанс есть всегда»;
— 20% считают, что «практически неизлечима»;
— 13,2% считают, что «это диагноз на всю жизнь».
В следующем вопросе учащимся предлагались различные «утверждения», которые нужно было отметить, если они согласны с ними. Были получены следующие результаты:
— «наркомания излечима» — 42,8%;
— «прекратить употреблять наркотики, можно в любой момент» — 21%;
— «легкие наркотики безвредны» — 7,2%;
— «употребление наркотиков не связано с риском заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитом» — 7,2%;
— «употребление наркотиков – это модно» — 5,8%.
16% студентов не отвечали на данный вопрос, мотивируя тем, что ни с одним из перечисленных утверждений не согласны.
На вопрос «Что на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?» учащиеся выбирали следующие ответы (возможность выбрать несколько вариантов):
— 45,3% — «изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков»;
— 29,4% — «родителям внимательнее следить за поведением и общением детей»;
— 27,1% — «введение обязательного принудительного лечения от наркомании»;
— 22% — «усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи (показ фильмов, лекции, акции)»;
— 19,4% — «увеличение числа досуговых доступных учреждений».
На вопрос: «Следует ли вводить на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов» 64,7% опрошенных ответили «да», 13,3% — «нет». 22% затруднились ответить на данный вопрос.
В последнем вопросе анкеты предлагалось ответить: «Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах наркомании?» Были получены следующие результаты:
— 55,6% доверяют «родителям, родственникам»;
— 28,5% «врачам-наркологам»;
— 22,2% «людям, испытавшим на себе действие наркотиков»;
— 17,7% доверяют «психологам»;
— 15,6% «друзьям»;
— 15,2% «средствам массовых информаций»;
— 12,8% «работникам правоохранительных органов»;
— 12,1% доверяют «учителям»;
— 3,3% «одноклассникам».
Также 5,1% учащихся ответили, что не доверяют «никому», 4,2% доверяют только «себе».
II. Анализ результатов опроса педагогов.
Анкетирование педагогов было проведено с целью выявления отношения педагогов к проблеме употребления учащимися ПАВ, а также степени ответственности и готовности педагогов к сотрудничеству с родителями в решении данной проблемы.
Так, большинство опрошенных педагогов (66,1%) считают, что в их обязанности входит отслеживание случаев употребления учащимися ПАВ. По результатам исследования прошлого года – это 65,6%.
70% опрошенных не чувствуют себя достаточно квалифицированными в вопросах определения того, употребляет ли ученик психоактивные вещества или нет. Примечательно, что согласно исследованию прошлого года, неосведомленными в данном вопросе себя считали – 40%, 69% выбрали данное утверждение в 2012 году. Кроме того, практически все опрошенные педагоги (96,9%) считают, что администрация образовательного учреждения должна оказывать помощь педагогам во взаимодействии с родителями в случаях употребления учащимися ПАВ.
В ходе опроса также было выявлено, что 26,8% опрошенных педагогов имеют опыт оказания помощи учащимся в обращении к специалистам по данной проблеме. Результат 2013 года: 40% педагогов имели опыт оказания помощи учащимся, 15,6% — 2012 год.
Большинство опрошенных педагогов (71,7%) не считают, что если учащийся был замечен в употреблении наркотиков, то его репутация навсегда испорчена. Кроме того, 77,2% педагогов ответили, что большинство учащихся их образовательного учреждения не имеют вредных привычек. 82,7% опрошенных педагогов считают, что большинство родителей часто не осведомлены о том, как проводит досуг их ребенок.
Выводы и рекомендации
1. Учащиеся считают, что впервые информация о наркотиках, в основном, исходит из СМИ (57,2%). Существенно отличаются результаты исследования от полученных данных прошлого года. Так, в 2012 году, информацию о наркотиках из СМИ впервые получали 32,4%, в 2013 году – 45,3%. 27,8% не сталкивались с проблемой наркомании. 21% опрошенных не сталкивались с проблемой наркомании по результатам исследования 2013 года.
2. Среди основных причин, которые могут привести к наркотикам, по мнению большинства, учащиеся назвали любопытство (50,7%), получить удовольствие (32,7%), подражание сверстникам (29%).
3. 43% учащихся считают, что также к употреблению наркотиков могут привести такие суждения человека, как – «в жизни все надо попробовать» (43%), «один раз не страшно» (42%).
4. Большинство учащихся (88,8%) осведомлены, где реализуются наркотики в г.о. Тольятти. 28,7% имеют представление о стоимости дозы того или иного наркотика.
5. Большинство опрошенных учащихся (68,2%, в 2013 году — 73,9%) отмечают, что в их окружении отсутствуют сверстники, употребляющие ПАВ. 25,7% учащимся предлагали друзья попробовать наркотики, 6,5% (28 человек) пробовали наркотики.
6. 87% учащихся перечислили различные виды наркотических средств, которые им известны, 13% опрошенных неизвестно ни о каких видах наркотиков.
7. 19,1 % учащихся не способны порвать отношения с друзьями, если узнают о том, что они употребляют наркотики. В сравнении с результатами 2013 года – 31% не готовы были порвать отношения с друзьями, употребляющими наркотики.
8. Несмотря на информированность учащихся о проблеме наркомании только 50% опрошенных знают, что употребление Спайса вызывает зависимость.
9. 41% студентов считают, что наркомания излечима, 21% согласны с тем, что прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
10. 55,6% учащихся доверяют и прислушиваются в вопросах наркомании к родителям, родственникам и 29,4% считают, что родителям необходимо внимательнее следить за поведением и общением детей.
11. По мнению 64,7% опрошенных, следует вводить обязательное анонимное тестирование молодежи на предмет выявления употребления наркотиков. 45,3% считают, что необходимо изменить законодательство в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков.
12. Опрос преподавателей показал, что педагоги готовы брать на себя ответственность в оказании помощи в решении проблемы употребления подростками ПАВ, готовы сотрудничать с родителями и администрацией в решении проблем детей, употребляющих наркотики, хотя отмечают недостаточность собственных знаний по данному вопросу. 70% педагогов не чувствуют себя достаточно осведомленными в вопросах определения того, употребляет ли подросток наркотики.
13. 26,8% опрошенных имеют опыт оказания помощи учащимся в обращении к специалистам по вопросам употребления ПАВ, примечательно, что в 2013 году 40% педагогов уже имели опыт оказания помощи учащимся.
14. 82,7% опрошенных педагогов считают, что большинство родителей часто не осведомлены о том, как проводит досуг их ребенок.
15. Профилактика наркомании среди подростков имеет огромное значение и должна стать неотъемлемой частью просвещения. Эффективная профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики. Взрослым необходимо создать соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками, чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается.
Но невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить детей безопасно существовать рядом с ПАВ, противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет» и подсказать родителям, что нужно делать, чтобы обезопасить своих детей.
16. Многие из факторов, которые повышают риск алкоголизма и наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны администрации ОУ и учителей, однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.
Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма эффективной психопрофилактической и педагогической работы с подростками:
— Стрессопрофилактика. Это не столько нейтрализация стрессфакторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможным, например, таких как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), а обучение, воспитание и развитие в нем способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу их (стрессфакторов) преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции.
— Снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений.
— Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, трансконтрольные психотехники и т.д.).
Директор ГБОУ «ППЦ» __________/Горбанева Л.А.
Исполнитель:
методист отдела
«Психологической
коррекции дезадаптивных состояний» Михайленко Т.А.