
Терпение, последовательность и настойчивость –
вот три основных принципа, постоянно придерживаться которых
следует родителям, воспитывающим детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Многие родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными», “без тормозов»?
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ характеризуется:
Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.
Когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, усиливаются нарушения поведения.
Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.
Причины возникновения СДВГ у детей
Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
— не слушает то, что ему говорят;
— не в состоянии следовать инструкциям;
— не может организовать игру или деятельность;
— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
— часто теряет вещи;
— часто и легко отвлекается;
— бывает забывчив.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:
— совершает суетливые движения руками и ногами;
— часто вскакивает со своего места;
— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
— не может играть в «тихие» игры;
— всегда находится в движении;
— очень много говорит.
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:
— отвечает на вопрос, не выслушав его;
— не может дождаться своей очереди;
— вмешивается в разговоры и игры других.
ПРОГНОЗ:
Методы коррекции СДВГ у детей
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями — с другой.
Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, психологом и, в будущем, со школьными педагогами, методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы), психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том, что применение современных методов помогает детям с гиперактивностью и дефицитом внимания достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, но самое главное заключается в том, что самим взрослым никогда не следует терять надежду на успехи ребенка.
ПОДТВЕРЖДЕНО!
Использование в пищевой промышленности добавок и консервантов приводят к росту числа детей с СДВГ. Среди факторов формирования СДВГ исследователи рассматривают также употребление салицилатов (аспирин) и рафинированный сахар.
Рекомендации
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
13. Медикаментозная терапия, массаж, Аромотерапия.
Составитель:
методист Отдела ранней помощи
Комарчева Т.Е.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.