Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других — независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному периоду свойственны свои страхи.
До 2-х лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время «что это?» и «кто это?». Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти «кто» и «что».
С 2 до 3 лет ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше), темного времени суток(вечером,поздно-поздно,ночью).
От 3 до 4 лет с вопросом «почему?» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.
К 5-и годам ребенок выходит на вопрос «что будет?» и узнает о смерти. Возникают вопросы «а я не умру?», «а ты, мама, не умрешь?» Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.
Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития.
Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны.
Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх — естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.
Что делать, если ребенок боится:
Игра для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.
В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь.
Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации.
Можно сжечь рисунок, и обязательно объяснить ребенку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумаги нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый, какой молодец, что смог победить страх.
Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи
Гаршина О.А.