О том, что такое интеллект знают все, многие тренировались и проходили всякие тесты, замеряя собственный уровень IQ — умственного интеллекта.
Несколько лет тому назад все чаще стал встречаться еще один термин — EI — эмоциональный интеллект.
Стоит сказать, что встречается два термина: EI-эмоциональный интеллект и EQ — уровень эмоционального интеллекта (то, что измеряется), не стоит их путать!
IQ отвечает за то, как человек воспринимает и анализирует информацию, решает задачи и принимает решения. В какой-то момент стало очевидно, что этого недостаточно, чтобы достичь успеха в общении с окружающими и жить в гармонии с собой и миром.
Эмоциональный интеллект EI определяют, как способность человека воспринимать, распознавать, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей, а также, умение управлять эмоциями для решения различных задач.
Исследователи предполагают, что именно эмоциональный интеллект был важнейшим фактором выживания человека в доисторические времена, ведь именно он помогает в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.
История изучения эмоционального интеллекта началась около ста лет тому назад, собственно, тогда и появилось само понятие эмоционального интеллекта, тогда его именовали социальным интеллектом.
Cегодня моделей эмоционального интеллекта представлено несколько.
Рассмотрим одну из популярных (модель Мэйера — Саловея — Карузо).
Согласно этой теории, эмоциональный интеллект основан на четырех компонентах:
1. Восприятие и распознавание эмоций.
Это основной компонент эмоционального интеллекта, включающий в себя:
▪ способность замечать свои эмоции;
▪ способность распознавать и расшифровывать эмоции других, опираясь на вербальные (что и как человек говорит) и невербальные признаки (без помощи слов: мимика, жесты, интонация, позы собеседника);
▪ умение считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства.
2. Использование эмоций.
Эмоции помогают:
▪ посмотреть на проблему под разным углом зрения, ведь эмоции часто не совпадают с рациональным восприятием (рациональное — это разумное и логичное, когда решения принимаются выбором оптимального варианта путем сравнения на основе фактов и логики). Учитывание, проявляемых при общении эмоций, помогает четче разобраться в ситуации;
Если высокая эмоциональность сочетается с хорошей головой, рациональностью, осмысленностью и ответственностью, это радость и благо: это полезно и самому человеку, и радует окружающих.
Если же уровень осмысленности оказывается ниже уровня эмоциональности (то ли эмоциональность чрезмерно высока, то ли рассудительности не хватает), то высокая эмоциональность уже мешает. Сильное преобладание эмоций над рассудительностью характерно для детей (в том числе не детского возраста), плохо воспитанных людей и людей с нарушенной психикой.
▪ фокусировать внимание на определенном объекте или действии. Чем больше эмоций они вызывают, тем активнее человек ими интересуется;
▪ лучше запоминать информацию, поскольку эмоции играют важную роль в работе механизма памяти, а значит все, что связано с ними, человек запоминает быстрее и помнит гораздо дольше.
3. Понимание эмоций.
Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие оттенки, видеть взаимосвязь их друг с другом.
Что позволяет:
▪ предсказывать поведение человека в дальнейшем на основе его текущего эмоционального состояния;
▪ верно определять ситуации, способные вызвать взрывную эмоциональную реакцию.
4. Управление эмоциями.
Управление дает человеку возможность:
▪ контролировать свои эмоции для достижения результата;
▪ включать положительные и отключать отрицательные реакции;
▪ принимать и проживать негативные эмоции;
▪ влиять на эмоциональное состояние окружающих.
Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.
Важность эмоционального интеллекта в современном мире.
Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом:
Человек с низким уровнем EQ наоборот:
Почему уровень эмоционального интеллекта может быть низким?
Исследования убедительно показывают, что эмоциональный интеллект наследуется. Он есть у каждого человека, но его уровень, как и уровень интеллекта вообще, во многом определяется генетикой.
Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители. Если они научат ребенка распознавать свои чувства, чувства окружающих и понимать, откуда они взялись и что значат, — у него больше шансов вырасти внимательным и чутким человеком.
Как развить эмоциональный интеллект.
Первый шаг: осознание.
— Насколько интенсивна эта эмоция?
— Насколько приятна эта эмоция?
Например,
Очень интенсивные и приятные эмоции — радость, предвкушение, оптимизм.
Слабые, но и не сильно неприятные — подавленность, тоска.
Тревога, гнев и разочарование — это интенсивные и неприятные эмоции.
Спокойствие и удовлетворенность обычно приятные, но не особенно интенсивные.
Определив к какой категории, относятся эмоции, вам будет проще понять, что дальше с ними делать.
Второй шаг: понимание.
На этом шаге надо понять, откуда эта эмоция взялась.
Можно это сделать с помощью таких вопросов:
— Что сейчас произошло?
— Как важная моя потребность: в признании, любви, понимании, самореализации, уважении и др. («Кувшин эмоций») не реализуется?
— Что я делал до того, как возникла эта эмоция?
— Что произошло сегодня утром или прошлой ночью, что может быть связано с этой эмоцией?
— Какие воспоминания остались у меня о ситуации или месте, где возникла эта эмоция?
Поняв причину этой эмоции, можно найти способ как с ней справиться.
Третий шаг: поиск названия.
Важно не только обнаружить эмоцию и понять ее причину, но и подобрать ей правильное название.
К сожалению, у большинства из нас очень ограниченный словарный запас, используемый для описания чувств.
Некоторые вообще оперируют только словами «плохо» или «хорошо».
В языке существует гораздо больше слов для описания эмоций.
Исследования показывают, что чем точнее мы знаем и называем, какую именно эмоцию мы испытываем, тем ее проще регулировать.
Четвертый шаг: выражение.
Психологи настаивают, что эмоции — особенно негативные — не стоит держать в себе.
Они будут только усиливаться и в какой-то, возможно, в самый неподходящий момент, просто вырвутся наружу.
Если часто или продолжительное время испытывать негативные эмоции, в организме происходит нарушение физиологических процессов. Это затрагивает сердечно-сосудистую, эндокринную и вегетативную системы, психику, а также дезорганизует работу внутренних органов и мышечной системы.
Только, выражая эмоции, необходимо быть аккуратнее, чтобы не нанести вреда себе или другим («Я-сообщение»).
Пятый шаг: регуляция.
На этом шаге человек взаимодействует со своими эмоциями для того, чтобы они помогали ему добиваться своих целей. Или, хотя бы не мешали это делать.
Методик для взаимодействия со своими эмоциями множество.
На первом месте находятся дыхательные упражнения, т.к., без еды человек может прожить до одного месяца, без воды — от 3 до 7 дней, а вот без дыхания — около минуты.
Дыхательные упражнения помогают снижать интенсивность негативных эмоций, а мозгу – принимать адекватные решения.
Очень эффективно упражнение «Надуй шарик» с использованием диафрагмально — брюшного дыхания:
Делаем медленный, средней глубины вдох через нос. Вдыхаем, задерживаем дыхание на 2-4 счёта. При этом грудная клетка не двигается, плечи не поднимаются. Работают только мышцы живота – выпячиваем живот («надули» шарик) на вдохе. Затем, медленный, в 2- 3 раза длиннее вдоха, выдох через полуоткрытый рот. Живот «уходит» и почти «прилипает» к позвоночнику – «сдули» шарик.
Сделайте 2-3 сеанса упражнений на диафрагмальное дыхание в течение дня и это:
– повысит вентиляцию легких (так как задействуется весь их объем);
– улучшит кровоснабжение мозга (поэтому может появиться лёгкое головокружение);
– снимет мышечное напряжение в области живота и таза (а это в свою очередь поможет бороться со стрессом);
– насытит кровь кислородом;
– улучшит работу органов пищеварения.
Упражнения лучше делать на свежем воздухе (у открытого окна, например).
Начать можно с позы лежа:
– мышцы живота в процессе упражнений должны оставаться расслабленными;
– левую руку положите на грудь, правую – на живот (в районе пупка);
– делайте вдохи средней глубины и выдохи дольше вдохов;
– двигаться при дыхании должна только правая рука (которая на животе);
– важно следить за тем, чтобы движения живота осуществлялись за счет движения воздуха.
Ещё варианты — пройтись прогуляться, заняться спортом, любой физической нагрузкой, прослушивание любимой музыки, беседы с друзьями и близкими, просмотр позитивных фильмов и сериалов, плавание, принятие душа, массаж и др.
Очень хорошо помогает вербализация — опишите свое состояние вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение», а также, выписывание на листе бумаги всего того, что приходит в голову и хочется сказать под воздействием возникших эмоций и чувств, а затем исписанный лист разорвать и выбросить.
Упражнение с зеркалом на достижение баланса между чувствами, эмоциями и мыслями «Улыбка чеширского кота».
Чтобы справиться с плохим настроением, негативными мыслями и эмоциями, в этом упражнении необходимо сесть перед зеркалом и «натянуть улыбку от уха до уха» и держать её до тех пор, пока мозг не станет «подкидывать» Вашей памяти ситуации, картинки из прошлого, соответствующие данной эмоции (радости, удовольствия, гордости за успех и т.д.), тем самым, меняя Ваше эмоциональное состояние на более позитивное. Мозг не терпит дисбаланса: раз Вы улыбаетесь, значит, и мысли-формы должны быть соответствующие. Время, затраченное на изменение эмоционального состояния, у каждого может быть разным. Иногда нужно набраться терпения. Но в процессе тренировки и неоднократного использования этого упражнения, мозг будет «срабатывать» быстрее.
По возможности, лучше избегать того, что вызывает у вас негативные чувства.
Работайте над собой, ставьте цели и достигайте. Будьте здоровы и счастливы!
Колошникова Елена Анатольевна
Пелагог-психолог