В период вынужденной изоляции родители и дети проводят огромное количество времени дома, в замкнутом пространстве. Естественно, что в этот период как никогда сближает, позволяет выплеснуть накопившуюся энергию, отвлечься от различных мыслей игра. И вот уже сеть пестрит роликами о семейных прятках, догонялках и прочих «активностях».
Однако, родители могут работать удаленно, в семье может быть маленький ребенок или пожилой родственник, для которых шум будет являться весьма раздражающим фактором. В этой ситуации на помощь приходят так любимые многими из нас игры-ходилки.
Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр. Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие выгоды или наказания игрокам, чья фишка попала на определённое поле.
В играх с фишками и кубиками ребёнок приобретает множество полезных умений и знаний.
Немного переработанная мной игра — ходилка является средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у них живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребят глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения, в зависимости от задачи, поставленной взрослым.
Цель игры: развитие мышления и речи детей.
В игру можно играть родителям с детьми, или самим детям, если их в семье несколько. Для игры необходимо картонное игровое поле, фишки и кубик. Фишки и кубик можно смастерить самим, как и поле.
Правила просты: игрок кидает кубик, получает вопрос и, если ответ правильный, двигается по игровому полю в соответствии с выпавшим ему числом на кубике. Если ответ на вопрос не правильный, или игрок затрудняется, то вопрос может перейти к следующему игроку. Победит тот, кто первым дойдет до финиша. Дополнительные опции семья может придумывать сама. Это и пропуск хода, и возврат назад, дополнительный вопрос, перепрыгивание через несколько ходов, музыкальная или стихотворная пауза и т.д. Совместное создание правил способствует сплочению, делает детей более ответственными и внимательными.
Для каждой игры можно заготовить вопросы, которые ведущий может зачитывать по порядку с листа, а может подготовить карточки с заданиями, которые игроки тянут сами и читают вопрос (оттачиваем навык чтения). Игра может быть посвящена закреплению только одной логической операции, например все задания на обобщение, или может составляться по типу викторины — задания из разных областей. Сюда же можно ввести задания из окружающего мира, на устный счет, таблицу умножения и многое другое. Таким образом в игровой форме можно закрепить пройденный ранее материал, отточить необходимые навыки.
Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага, краски, клей. Кубик можно слепить из пластилина или наклеить точки на любой подходящий кубик, фишки можно заменить пуговицами или другим подручным материалом. Поле можно разрисовать узорами, картинками и разукрасить вместе с ребенком, по образцу из сети интернет или придумать самим. Все карточки к игре можно подготовить и без компьютера.
Задания к игре-ходилке (примеры).
Угадайте какое слово лишнее? Почему?
Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.
Волк, медведь, корова, белка.
Лошадь, заяц, кошка, собака.
Бабочка, стрекоза, муха, воробей.
Продолжи….. (Вид — вид)
Красный, … (желтый, зеленый).
Сапоги, … (тапочки, ботинки).
Диван, …
Тарелка, …
Кепка, …
Волга, …
Я знаю пять названий ….
домашние животные (коза, корова, кошка …).
дикие животные,
птицы,
рыбы,
насекомые,
деревья.
Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).
Волк, заяц, лиса (дикие животные).
Корова, овца, собака…
Воробей, ворона, синица…
Муха, бабочка, жук…
Дуб, береза, сосна…
Продолжите (Часть — целое)
Окно, крыша, стена, дверь — это части дома.
Лапы, усики, …
Перья, клюв, …
Жабры, плавник, …
Необходимо назвать целое, частью которого являются…
страница это часть книги.
Шляпка — это часть …?
Нос — это часть …?
Сердце — это часть …?
Противоположности.
Днем — светло, ночью -… Сахар — сладкий, соль -…
Перец — горький, конфета — … Зимой — холодно, летом -…
Аналогии
Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе — к первому.
Ложка: есть, нож: … (резать). Пила: пилить, топор: …
Подбери понятие под определение
1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.
2.Дерево, на котором растут сливы.
3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.
4.Первый месяц года.
Отвечай быстро.
1.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
2.Что такое книга? (Произведение печати в виде переплётных листов с текстом)
3.Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом
Примеры игрового поля игры-ходилки:
Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи
Е. А. Лисицына