Многие родители ошибочно полагают, что проблема детской зависимости родилась в эпоху интернета. Если так можно выразиться, то зависимость не зависит от наличия или отсутствия интернета. Фиксация на интернете или компьютерных играх – лишь одна из многочисленных форм проявления зависимости как модели, как способа обходиться с реальностью.
Корни зависимости, как правило, в трех основных источниках:
1. В сильной психологической зависимости от родительских фигур, в сформированной с раннего детства привычке подчиняться. Многим родителям очень нравится, когда их дети максимально послушны, не имеют своего мнения, абсолютно подчинены авторитету. В этом случае, они управляемы, подконтрольны, «прозрачны» для родительского ока.
Психологическая зависимость от другого человека, в данном случае, от взрослого, ведет к формированию зависимого поведения, поскольку, если родитель так или иначе подчинил ребенка своей воле, он не позволил сформироваться собственной воле ребенка. Если заставил служить своим целям и потребностям, то у ребенка проявятся явные затруднения с собственными целями или потребностями.
У него не будет собственной позиции (которая формируется с самого раннего детства, а не «когда вырастешь»), своего мнения (которым начнут интересоваться еще в школе), своих желаний (которые всегда есть, но могут быть задавлены вплоть до депрессивных состояний), целей (о которых родители непременно спросят, когда придет пора отвечать на вопрос «кем быть, каким быть»), мотивов, задач. Только родительские.
И вот на этом самом месте начинают появляться многочисленные искушения: уйти в компьютерную зависимость, игровую, интернет-зависимость, и далее – более страшные и разрушительные виды зависимостей (алкогольную, наркоманию, трудоголию, переедание и так далее) как попытка заиметь хоть какой-то кусочек своей жизни, как попытка спрятаться от служения и подавления. Как попытка организовать себе реальность, в которой ребенок свободен и хоть каким-то образом получает то, что хоть как-то похоже на его истинную потребность.
2. В замене внутреннего контроля ребенка внешним контролем родителя.
Традиционная ошибка тех, кто наблюдает и начинает бороться с чужой зависимостью, – это попытка контролировать что-то за другого, за того, кто пьет, играет или сидит в интернете. Договариваться о сроках пребывания в интернете или за компьютером сложнее, чем просто запретить, выдернуть шнур, накричать, осудить, унизить.
Родитель, борющийся с компьютерной зависимостью ребенка через усиления контроля за ним, путает причину и следствие. Борется с симптомом, а не первопричиной.
Первопричина же в том, что жизнь ребенка не достаточно разнообразна и наполнена. У него нет хоть каких-то способов и форм, чтобы выбирать из них, как именно ему лучше всего отдыхать, наполняться, расслабляться, удовлетворять свои важные детские потребности. Вместо этого его потребности заменены вашими, взрослыми амбициями и тревогами. Возможно, именно из-за них ваш ребенок ходит не в один кружок, а в пять и еще на английский. И ему даже там может нравиться, но ему все равно не хватает времени просто на то, чтобы расслабиться и отдохнуть. И вот тогда ребенок ищет виртуальные способы отдыха, когда вкладываться не нужно, а эффект наполнения есть. Компьютерная реальность, телевизор, а позже алкогольная или нарко-эйфория для этого отлично подходят.
Некоторые родители начинают бороться с этим явлением, не устраняя первопричину, а борясь со следствием. Они запрещают, иногда тотально, любые виды такого наполнения. Чем, конечно, усиливают интерес и тягу ребенка, который будет искать, и видеть вокруг другие возможности для этого.
Усиление вашего взрослого контроля за пребыванием вашего ребенка в интернете будет только усиливать его зависимость, ваша помощь в обретении им самим этого контроля, в выращивании и овладении им – это то, что поможет вашим детям не формировать зависимость, а хорошо управлять собой, даже отдыхая и наполняясь.
Важно понимать, что контроль не формируется за неделю (как того хотелось бы многим родителям), это месяцы, иногда годы, в зависимости от психологической структуры ребенка.
3. В эмоционально не наполненной жизни ваших детей.
Многие родители будут возмущены тем, что им кажется, что их дети имеют все, что только возможно, постоянно вовлечены во что-то. Вот только ребенок, подавленный родителем, будет вовлечен в основном в то, что родитель считает правильным и нужным. И он будет не успевать, а иногда и не будет такой возможности понять, чего же хочет он сам. К тому же родитель, зачастую и сам озабоченный постоянными тревогами о ком-то или о чем-то, и сам будет не уметь наполнять свою жизнь.
Поэтому интернет-зависимость может развиваться как у детей, чьи родители постоянно отсутствуют, живя в ощущении того, что весь мир от них только и ждет подвигов и свершений, того же самого они ждут и от своих детей, не давая им ощутить свою собственную жизнь. Так и у детей, до которых нет, на самом деле, никому никакого дела, до их чувств, внутренних и внешних событий, до их устремлений и переживаний. Их реальность, их окружение таковы, что бегство от реальности – единственный способ пережить одиночество, непонятость, насилие, унижение.
Если в реальности ребенка много активной и увлеченной жизни, интереса, чувств, понимания, драйва, близости, тепла, то мир интернета будет для него не способом бегства от самого себя и той жизни, что он имеет, а всего лишь одним из способов узнавать новое, расширяться, исследовать.
Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи
Шмидт О. Г.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.