В последнее время участились обращения клиентов с жалобами на страхи или фобию. Чаще всего это молодые люди, которые испытывают иррациональный, необъяснимый, нелогичный страх. Страх «включается» неожиданно и не поддается контролю. Более того, чем больше человек уговаривает себя не обращать на него внимания, успокоиться, тем сильнее страх становится. Когда такие случаи участились, то само собой приходит в голову, ведь «на дворе» очередной кризис, а в стране режим самоизоляции. Всё это ведет к нарастанию нервно-психического напряжения в обществе, повышению уровня тревожности, страхов, что вполне объяснимо.
Например, страхи переживали практически все участники одной из групп тренинга в одном из ОУ. И обострение этих страхов произошло именно в последнее время. Во время групповой работы, мы вышли на обсуждение того, что происходит с участниками группы, какого рода страхи чаще всего они испытывают. Во время обсуждения наблюдалось выраженное проявление подавленных вытесненных эмоций и, в частности, страхов. Это — тремор рук, раскачивание тела как маятник, общая тишина подавляющей атмосферы, сдавленные интонации голоса. Одна из участниц при воспоминании о своих страхах даже получила травму, резко одернув руку.
С какими страхами обращались клиенты в центр? Пришла за помощью семья, где ребенок перестал спокойно спать. В другой семье актуализировался страх у ребенка боязни врачей – ятрофобия. Еще один ученик, десятиклассник, обращался за помощью по поводу страха, который он испытывал, оказываясь в центре внимания других людей. Ученик 6 класса боялся отвечать у доски. С последними видами страхов приходится сталкиваться и в «обычный» (вне кризисный) период.
С медицинской точки зрения, подобные страхи относятся к группе обсессивно-компульсивных неврозов. Другое их название – социофобия. Чаще всего формирование такого рода страхов начинается достаточно рано, порой, в раннем детстве. Таких детей, обычно, считают робкими, застенчивыми, тревожными. Бесчисленное множество раз они могут проигрывать в своей голове возможные сценарии развития ситуаций, провоцирующих у них тревогу, анализируя, где и что они могли сделать или сделали не так. Эти мысли могут быть чрезвычайно навязчивыми и терзать ребенка еще долго после завершения «стрессовой» ситуации. Чем старше становится ребенок, чем более сложные задачи в социуме ему приходится решать, тем сильнее становится «застенчивость», переходя в устойчивый страх. Страх становится устойчивым и повторяющимся в стереотипных ситуациях. Ситуации могут быть самыми разными: кому-то страшно в больших торговых центрах, кому-то в обычном продуктовом магазине рядом с домом, кому то во время сдачи экзаменов, во время выступления на уроке, а иногда, просто при общении «глаза — в глаза».
Признаки, что у Вашего ребенка есть такой страх:
Для работы с подобными случаями рекомендуют поведенческую или гипнотерапию. Я действовал методом психодрамы и убедился в его эффективности при работе с данной проблемой. С более младшим возрастом – это было сочетание психодрамы (в частности – монодрамы) с поведенческим тренингом. Целью коррекции являлось формирование новых мысленных установок в ситуациях, связанных со взаимодействием с незнакомыми людьми и(или) нахождением в центре внимания.
В случае с юношей десятиклассником работа велась на протяжении нескольких месяцев. Мы поэтапно вышли на ряд детских психотравмирующих ситуаций. В результате психодраматического исследования мы вышли на ситуацию конфликтных взаимоотношений с матерью в возрасте до 4 лет (точнее он сказать уж не мог). Присутствовало жесткое подавление матерью воли и проявлениям свободы ребенка, ощущение «грязности» (долго не мог отмыть руки), а также чувство стыда и агрессия. Для успешного хода работы приходилось преодолевать психологические защитные механизмы по типу рационализации и морализаторства, работать над повышением самооценки и снижению уровня тревожности.
Дальнейшая работа строилась с применением метода символдрамы: использовались шесть стандартных мотивов основной ступени кататимных переживаний образов. Всего, для получения устойчивых результатов понадобилось 12 занятий.
Итак, по результатам данного случая, можно сделать следующие выводы:
Любите своих детей и будьте счастливы!
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической коррекции
дезадаптивных состояний
Пальчук О. Н.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку своих персональных данных в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти, к которым относятся:
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия в реализации конституционного права на образование своего ребенка.
Я даю согласие на использование персональных данных с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
Подтверждаю свое согласие на следующие действия с указанными выше персональными данными.
Я настоящим ДАЮ свое СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных своего ребенка в Территориальной психолого-педагогической комиссии ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти,
— данные, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении или паспорт);
— данные о возрасте и поле;
— данные о гражданстве;
— данные медицинской карты, полиса обязательного/добровольного медицинского страхования;
— данные о прибытии и выбытии в/из образовательных организаций;
— Ф.И.О. родителя/законного представителя, кем приходится ребенку, адресная и контактная информация;
— сведения о попечительстве, опеке, отношении к группе социально незащищенных обучающихся; документы (сведения), подтверждающие право на льготы, дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (ребенок-инвалид, родители-инвалиды, неполная семья, многодетная семья, патронат, опека, ребенок-сирота);
— форма получения образования ребенком;
— изучение русского (родного) и иностранных языков;
— сведения об успеваемости и внеурочной занятости (посещаемость занятий, оценки по предметам);
— данные Представления ППк образовательной организации;
— форма и результаты участия в ГИА;
— форма обучения, вид обучения, продолжение обучения после получения основного общего образования;
— отношение к группе риска, поведенческий статус, сведения о правонарушениях;
— данные о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических заболеваний, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний/о рекомендациях к обучению в образовательной организации; данные медицинских обследований, медицинские заключения);
— сведения, содержащиеся в документах воинского учета.
Я даю согласие на использование персональных данных ребенка с целью комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ:
— заполнения базы данных, обследуемых на ПМПК, формирование статистических аналитических отчетов.
Обработка персональных данных обучающегося осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; содействия ребенку в реализации его конституционного права на образование, трудоустройство, обеспечение его личной безопасности и безопасности окружающих; контроля качества обучения и обеспечения сохранности имущества.
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничений): сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе, передачу третьим лицам — территориальным органам управления образованием, государственным медицинским учреждениям, военкомату, отделениям полиции), обезличивание, блокирование, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» гарантирует, что обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Я проинформирован(а), что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия будет обрабатывать персональные данные как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом обработки. Данное Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных ребенка на ПМПК.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем направления в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию письменного отзыва.
Согласен/согласна с тем, что Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного отзыва.
Я подтверждаю, что, давая такое Согласие, я действую по собственной воле.