Роль родителей в этом возрасте не предполагает ту опеку, в которой ребёнок нуждался ранее. Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков. Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы – всё это способствует личностной и социальной зрелости.
Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять как выходить из критической ситуации. Нужно разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдёт ли этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.
Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком, узнать какие замечательные дела совершаются руками ваших детей. Нашли ли вы время, чтобы обсудить своё отношение к тому, чем он занимается. Если нет, то сделайте это как можно скорее. И если вам нравятся какие-то его поступки, то каждый раз не забудьте сказать ему об этом. Хвалите его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Как уже говорилось, большие изменения, происходящие в организме ребенка в подростковом возрасте, связаны с мощным взрывом энергии. С этой энергией надо обращаться осторожно. Для этого полезно заниматься спортом, делать физические упражнения, стимулирующие в свою очередь и умственный труд.
Взрослых часто настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом опять нужны любовь и понимание.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда возможны реальные перемены. Очень важно, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Для того, чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, можно предложить следующее.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.
Многие взрослые, даже стремясь быть понимающими и чуткими, продолжают занимать авторитарную позицию по отношению к детям. Невозможно потерять авторитет в глазах детей, если честно признаться в том, что вы чего-то не знаете, или показываете детям, что хорошо понимаете их состояние и сами переживали подобные чувства. («Я тоже был напуган…» или «Я знаю, как скверно себя чувствуешь, когда говоришь неправду» и т.д.).
Важно, чтобы родители честно признавались в том, что они чего то не знают. И только в этом случае с подростками возникнут доверительные отношения.
Когда мы любим человека, то хотим, чтобы в ваших глазах он выглядел совершенным. Но как часто попытки что-либо изменить кончаются грубым вмешательством, которое конечно не нравится никому. Вы должны научиться останавливать себя, когда начинаете вторгаться в «запретные зоны» жизни других людей.
Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступать в том или ином случае.
Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок прошел подростковый возраст без психологических срывов и пагубных изменений взглядов на жизнь, вам следует уделить ему внимание уже сегодня! Ни одноклассники, ни друзья, ни учителя – никто, кроме вас, не поможет ребенку пойти по верному пути развития, пути счастья и благополучия. Не следует навязывать ребенку свои жизненные цели, которые вы не успели достичь – как правило, данная тактика ни к чему хорошему не приводит, а только загоняет ребенка в психологический тупик. Когда ребенок живет жизнью родителей, делает то, к чему не имеет ни желания, ни способностей, его жизнь превращается в настоящий кошмар. Прислушайтесь к пристрастиям вашего ребенка. У многих детей профессиональные наклонности проявляются уже в первых классах. Если ваш маленький ребенок целыми днями проводит за кисточкой и красками, быть может, имеет смысл отдать его на изобразительное искусство, где ребенок сможет совершенствовать свои навыки.
Если ваш ребенок ввязался в неблагоприятную компанию сверстников, которые не принесут ему ничего хорошего – не пытайтесь посадить ребенка под домашний арест, просто поговорите с ним, попытайтесь понять своего ребенка, посмотреть на мир его глазами, ведь только так вы сможете понять, какие поведенческие мотивы двигают ребенком при принятии того или иного решения. После того, как вы внимательно выслушаете свое чадо, вы сможете объяснить (именно объяснить, а не навязать) ребенку свою точку зрения, почему вы считаете данную компанию не приемлемой для общения вашего ребенка. При этом старайтесь детально и ярко описывать ваши доводы, так они будут более понятны вашему ребенку.
Если ваш ребенок хочет с вами поговорить, пожалуйста, уделите ему несколько минут своего времени, тем самым вы вполне можете сохранить себе годы жизни без лишних переживаний и волнений за судьбу ребенка. Если вы видите своего ребенка опечаленного – не игнорируйте его, возможно ответ на его проблему где-то рядом, просто ваш сын / дочь нуждается в вашем совете. Если же психологические проблемы вашего ребенка настолько сильны, что вы сами не в состоянии справиться с ними – поведите своего ребенка к квалифицированному психологу, который поможет ребенку совладать с проблемой. Главное правило – уделяйте ребенку внимание, не стойте в стороне от его проблем, и тогда подростковый период вашего ребенка пройдет успешно, а он будет искренне благодарен вам за оказанную поддержку и проявленную любовь.
педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Пронина Л. В.