Очень часто то, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Признаки нахождения подростка в кризисном состоянии:

  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • раздражительность, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества, тревоги, депрессии, плач без причины;
  • сложности контролирования эмоций, высокая лабильность эмоций. Эйфория после депрессии Низкий уровень чувства безопасности, уважения, автономности
  • нарушение позитивной социальной идентичности, потеря перспективы будущего;
  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных. Возможны злоупотребление алкоголем, ПАВ
  • стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
  • проблемы со сном, потеря аппетита, апатия;
  • склонность к уединению и отчуждению; попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей
  • побеги из дома;
  • резкие изменения во внешности и поведении;
  • неспособность долго оставаться внимательным;
  • утрата интереса к любимым занятиям
  • высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете, отображающие жестокость, особенно направленную на себя;
  • фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное).

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;
  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания в кругу значимых близких людей;
  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Как родитель может помочь своему ребенку, находящемуся в кризисном состоянии:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку  (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение  от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
  • При необходимости обращаться  за  консультацией к специалисту (неврологу,  детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

 

Методист, педагог-психолог
отдела психолого-педагогической
коррекции дезадаптивных состояний
Стрельцова В.И.